Миф 1. Огненный меч — вполне практичное оружие

В различных фильмах и сериалах в жанре фэнтези герои просто обожают огненные мечи. Если вы рыцарь-паладин, сражающийся с нечистой силой, восставшими из гроба мертвецами и прочими ведьмами, пламенеющий клинок — однозначно ваш выбор.

Ибо ночь темна и полна ужасов, которые следует приласкать огнём и мечом.

Но если бы герои вроде Колдера из "Последнего охотника на ведьм" попробовали поджечь своё оружие в реальности, то столкнулись бы со множеством проблем.

Во-первых, если покрыть меч огнеопасной смесью, она сгорит за минуту-другую, что не позволит часами бродить с пылающим клинком, как в кино. Во-вторых, ударив кого-то огненным оружием, поджечь его не удастся — разве что враг придёт на бой с вами, предварительно облившись бензином.

В-третьих, если поместить холодный меч в огонь, вы можете снизить прочность металла. И огненный клинок запросто сломается или погнётся, если столкнётся с чем-то более-менее твёрдым.

И, наконец, такое оружие банально опасно для собственного владельца. Актёр Ричард Дормер, игравший Берика Дондарриона в "Игре престолов", рассказывал, что долгие недели тренировался обращаться с огненным мечом, чтобы не подносить его к лицу и волосам. В реальном же бою будет легче обжечься самому, чем поразить врага.

Миф 2. Тот, кто стоит выше противника, имеет преимущество

Помните ту эпичную сцену из "Звёздных войн": Энакин, с суровой физиономией замерший у огненной реки, Оби-Ван, стоящий на склоне… И тут последний изрекает: "Всё кончено, Энакин! Я стою выше тебя!" А Энакин в ответ: "Ты недооцениваешь мою мощь!" И теряет ноги.

Сцена крутая, но есть одно маленькое но: в реальном фехтовании тот, кто стоит ниже — на склоне или лестнице, — наоборот, находится в более выгодной позиции, потому что может нанести удар по ногам противника. Об этом упоминал Мэтт Истон, тренер по фехтованию и эксперт по европейским стилям боя с холодным оружием.

Защищать мечом свои ноги сложнее, чем голову и корпус. Поэтому воин, вынужденный отражать удары снизу, будет более уязвим. Один тычок, и у вас дыра в бедренной артерии, паху или животе.

Так что Оби-Ван не имел никакого преимущества над Энакином, кроме морального. Ну, если бы последний действительно фехтовал, а не играл в акробата.

Миф 3. Окровавленный меч можно отряхнуть и вложить в ножны

Во всяких там фильмах про самураев или играх вроде Ghost of Tsushima и Sekiro герои, убив кого-нибудь, легко стряхивают кровь с катаны одним движением и убирают её в ножны. Иногда они при этом вытирают клинок о рукав кимоно у сгиба локтя — и, наверное, потом ходят весь день в окровавленной одежде, ведь это совсем не противно.

Это движение называется чибури, что можно буквально перевести с японского как "стряхивание крови".

Всякие же грубые европейские наёмники и рыцари, далёкие от утончённого японского фехтования, совершив кровопролитие, банально вытирают меч о собственные штаны или одежду убиенного врага и убирают его.

В реальности так делать не следует, потому что, поместив в ножны окровавленный или даже недостаточно очищенный меч, вы испортите и клинок, и его вместилище. Кровь въедается даже в самые стойкие виды стали, вызывая коррозию и порчу оружия.

Поэтому настоящие воины, пролив кровь, протирали меч тканью (в случае с самураями — рисовой бумагой), смазывали маслом и только после этого возвращали в ножны. Во время боя же, когда оружие ещё могло понадобиться, его носили в руке или на плече.

Миф 4. Нельзя вкладывать оружие в ножны, не пролив крови

Ещё один популярный фэнтези-штамп. Свирепый воин выхватывает меч, считая, что ему нанесли обиду, которую можно смыть только кровью. Но потом понимает, что погорячился, что-то неправильно понял и нужды с кем-то сражаться нет.

Тогда благородный воитель, чтобы сохранить честь, режет себе клинком руку, прежде чем убрать его обратно в ножны. Делается это, чтобы никто не смог упрекнуть его в том, что он зря мечом махал.

В реальности, кстати, на казацких шашках тоже нередко гравируют фразы вроде "Без нужды не вынимай, без чести не вкладывай".

Однако даже самые отчаянные и помешанные на чести воины знают, что резать себя почём зря мечом — отличный способ заработать заражение крови.

А миф этот, возможно, появился из-за непальских воинов-гуркхов. Когда туристы просили тех показать свои боевые ножи кукри, те отмазывались, что не могут их достать — придётся порезать кого-то. Это правило они придумали, чтобы их не доставали зеваки.

Миф 5. Дуэлянты всегда могут скрестить мечи и поговорить

Довольно клишированный момент из голливудских фильмов: герои отчаянно сражаются, а затем в какой-то момент скрещивают мечи и пытаются пересилить друг друга. При этом они нередко успевают обменяться несколькими пафосными фразочками.

В реальном фехтовании на мечах, особенно в немецком стиле, соперники и правда часто скрещивают оружие, но не у середины клинка, как в кино, а у сильной стороны, то есть возле самой гарды.

И при этом они не толкают вымученные диалоги, а стараются поразить врага остриём в лицо или корпус, используя собственное оружие как рычаг, — по крайней мере, так пишет в своём фехтбуке 1568 года немецкий мастер фехтования Иоахим Мейер.

Всё происходит быстро и заканчивается либо расхождением соперников, либо ранением и последующим добиванием одного из них.

Миф 6. В массовом сражении противники всегда разбиваются на пары

Это настоящий бич фильмов, в которых есть сцены боёв на мечах. Две армии бегут друг на друга с громкими кличами, не задумываясь о построении. Затем они сталкиваются, как волны, люди разбиваются на пары и сражаются в честных поединках.

Вспомните бои во "Властелине колец" и "300 спартанцев" — армии там бьются строем от силы несколько секунд, после чего переходят к благородным дуэлям один на один.

В реальности такого, естественно, не было. Строй старались сохранять до последнего, а когда он всё-таки рассыпался, напасть втроём-вчетвером на одного врага, отбившегося от группы, считалось просто идеальным решением.

Например, именно так убили короля Англии Ричарда III в битве при Босворте — тот свалился с лошади, потеряв шлем, и его зарубили по крайней мере трое вражеских пехотинцев, накинувшихся одновременно. Эти изверги нанесли ему одиннадцать смертельных ранений, из них девять прямо в череп. Вот такой вот честный средневековый бой.

Миф 7. Стальные мечи при ударах всегда высекают искры

В поединках на мечах в голливудском кино клинки высекают столько искр, что поражаешься, почему обладатели такого оружия не носят сварочные маски для защиты глаз. Откроем секрет: к мечам на съёмочной площадке специально подключают электроды. И каждый их контакт в итоге вызывает зрелищные снопы искр.

На самом деле мечи при столкновении действительно могут производить вспышки, вот только они такие слабые, что их видно лишь в темноте. Посмотрите на бой саблистов из фехтовального клуба Аризоны на видео выше — и поймёте, что голливудские киноделы в очередной раз немного преувеличили.

Миф 8. Мечи отлично подходят для метания

В некоторых произведениях, герои которых поднаторели в фехтовании, мечи служат оружием не только ближнего, но и дальнего боя. Скажем, в книгах Сапковского ведьмак Геральт несколько раз метал свой стальной клинок как копьё.

Или Рейдзё из фильма "Ниндзя-убийца" вообще швырял короткий ниндзято (которого, кстати, в реальности не существовало) как топорик, с оборотом.

Но реальные мечи не предназначены для метания, и аэродинамические качества у них, мягко говоря, посредственные.

Бросить свой клинок — значит остаться безоружным, а противник в лучшем случае получит несмертельный порез.

Метание меча упоминалось даже в средневековых исторических фехтбуках. Вот только там оно описывалось как отвлекающий манёвр, а не реальный способ убийства врага.

Скажем, если вы на поле боя подобрали оружие убитого противника, биться с его ещё живым товарищем двумя мечами будет несподручно. А вот схватить лишний меч как копьё и сразу швырнуть в физиономию врага, чтобы ошеломить его, — отличное решение. Тренер по фехтованию XV века Фиоре де Либери не даст соврать.

Главное — затем сразу ткнуть супостата своим основным клинком в грудину, пока он не опомнился.

Миф 9. Мастера боя на мечах обожают прыжки и обратное сальто

Вообще, в кино бои на мечах напоминают странную форму брейк-данса: воины делают сальто, взбегают по стене и перепрыгивают соперника, чтобы атаковать его сзади, ходят колесом и выдают тому подобные трюки.

Если же вы посмотрите на реальные бои в стиле европейского исторического фехтования HEMA, то увидите, что они довольно скучные, короткие и не такие зрелищные. Спортсмены некоторое время кружат друг напротив друга, затем обмениваются ударами, рефери приказывает им разойтись и решает, чья атака была успешной.

Дело в том, что в реальности бой был именно таким — короткая, жестокая и эффективная схватка, в результате которой один противник получает ранение, а второй его добивает. Чем приём проще, тем он лучше.

Собственно говоря, в упомянутой ранее сцене из "Звёздных войн" Энакин лишился ног как раз потому, что решил прыгнуть с кувырком, а не сделать простой шаг вперёд.

Реальное фехтование не подразумевает никаких сальто и пируэтов, которым учили Цири Геральт и Весемир и которые так любят джедаи. Совершать акробатический трюк — значит лишний раз подставляться под удар или укол.

И да, трюки очень энергозатратны и выматывают даже самых тренированных спортсменов. Роман Вучайнк, словенский исследователь исторических европейских боевых искусств, подчёркивает: движения настоящих мечников всегда экономны и коротки, потому что они стараются сберечь силы и дыхание.

Поэтому Оберин Мартел, исполняющий прыжки и кувырки перед заметно более выносливым Григором Клиганом, в реальности выглядел бы довольно нелепо.

Миф 10. Длинный тяжёлый меч можно волочить за собой

В различных фильмах и компьютерных играх — особенно грешат этим Dark Souls и Elden Ring — присутствует такой штамп. Персонаж, вооружённый длинным двуручным мечом, сближаясь с противником, волочёт своё оружие по земле. В большинстве случаев оно при этом зловеще скрежещет. Видимо, это делается, чтобы запугать противника.

На самом деле ни один разумный воин подобного вытворять не будет, потому что понимает: так можно запросто испортить свой меч, приведя лезвие в негодность.

Двуручный меч не тянули за собой по земле, а просто несли на плече.

Правда, кавалеристы, например, иногда держали оружие книзу клинками во время атаки, чтобы использовать массу скакуна и увеличить импульс восходящего удара снизу вверх. При этом их мечи порой цеплялись за землю. Но это происходило непреднамеренно, — специально всадники елозить остриями по грунту явно не стали бы.

Впрочем, иногда воины всё-таки касались земли мечом, и в дуэльных правилах XVIII века даже имелся запрет на такое действие. Дело в том, что испачканный клинок увеличивал вероятность заражения крови от ран, и это считалось бесчестным приёмом.

Так что, если дуэлянту хотелось отдохнуть, а просить передышки было нельзя, он якобы "нечаянно" тыкал мечом в землю, и судья останавливал поединок, чтобы оружие почистили и смазали заново.