28 января на "КиноПоиске HD" стартует новый сериал по сценарию Дмитрия Глуховского — автора цикла "Метро 2033" и романа "Текст". Писатель называет этот проект очень личным и обещает зрителям много жутких впечатлений.

Прессе уже показали два из семи эпизодов, и впечатления от них очень неоднозначные. Сюжет вроде интригует, но постоянно проваливается во множестве мелочей. И в дальнейшем "Топи" могут как набрать обороты и превратиться в захватывающее зрелище, так и окончательно завязнуть в банальности и недоработках.

Интригующий, но поспешный сюжет

Известный бизнесмен Денис, создатель революционного приложения "ТруТок", собирает четверых молодых незнакомцев. Все вместе они отправляются в деревню Топи, где расположен монастырь. Ходят легенды, что там творят настоящие чудеса.

У каждого из пятёрки свои причины поездки: неизлечимая болезнь, бегство от преступников, личная трагедия. Все они хотят спрятаться от своих проблем. Но оказавшись в пункте назначения, герои будто попадают в иной мир. И он выглядит очень жутким.

Правильно построить пилотный эпизод — одна из самых сложных задач. Первая серия должна затянуть зрителя и дать ему максимум вводных, но при этом не превратиться в хаотичный поток информации. И как раз со второй частью сериал справляется не лучшим образом.

В пилоте сразу показывают слишком много героев и действие постоянно переключается между ними. Нас знакомят с фантастическими технологиями, криминальными кланами, рассказывают о болезнях, расследованиях прессы, расставаниях с возлюбленными. И всё это за первые 30 минут. Кроме того, мелькает много фоновых персонажей, которые наверняка потом канут в небытие. Если отвлечься хоть ненадолго, можно моментально запутаться в событиях.

Суета заканчивается только в последней трети эпизода, когда герои собираются в поезде. Во второй серии всё происходит более размеренно и линейно: персонажи попадают в беду и пускаются в таинственное путешествие по русской глуши.

Начало и финал первого эпизода явно намекают, что происходит что-то не то. Если судить по трейлерам, героев ждёт столкновение с какой-то мистикой, а Топи и вовсе место, из которого невозможно уехать.

При просмотре первых двух серий вспоминается то фантастическая "Тьма", то "Третий день" с Джудом Лоу, где мистика выворачивается в человеческую драму, то российская же "Территория", погружающая в сибирский фольклор.

И главный плюс сериала "Топи" как раз в неизвестности. Проект основан на оригинальном сценарии Глуховского, а не на какой-то книге. Учитывая разностороннее творчество автора, действие может превратиться хоть в фантастику, хоть в драму, хоть в ужасы. И тем интереснее искать подсказки.

Однако есть опасения, что вся эта история не приведёт ни к чему. Одна из важных сцен заставляет задуматься о самой простой и разочаровывающей трактовке сюжета, которая лишит происходящее не только логики, но и вообще смысла. Остаётся надеяться, что авторы учли мировой опыт. Ведь недаром финал шоу "Остаться в живых" считается чуть ли не самым неудачным завершением сериала в истории.

Гнетущая атмосфера

Создатели российских сериалов всё чаще используют атмосферу деревни или лесной глуши, чтобы показать некий странный мир. На подобном подходе строилась "Территория". Те же элементы мелькали и в "Эпидемии", и даже в "Игре на выживание".

Это скорее хорошо: наконец-то сценаристы и режиссёры отходят от попыток копировать западные проекты и обращают внимание на более знакомый и понятный каждому антураж. Хотя и здесь есть некоторые проблемы, связанные со стереотипами.

Почти каждый раз это превращается в историю о "попаданцах" из Москвы или другого крупного города. А деревни и глушь становятся средоточием если не ужаса и мистики, то запущенности и отсутствия закона. Этим грешат и "Топи": поселение кажется застрявшим в далёком прошлом, связи нет, а единственный полицейский ведёт себя отвратительно.

Но стоит признать, что в атмосферности сериалу не откажешь. Режиссёр Владимир Мирзоев иногда слишком уж склоняется к клиповой съёмке и даже добавляет странные танцы, будто подражая "Солнцестоянию". И всё же сочетание будничной тоски и потустороннего ужаса в отдельные моменты превращает действие почти в хоррор, тут же перебиваясь красивыми общими планами природы.

Как будет дальше развиваться сюжет, пока неизвестно. Но если авторы правильно используют созданную атмосферу, то сериал сможет держаться именно на визуальной части и мистических намёках. Зрителю придётся гадать, в чём из происходящего виноваты люди, а где вмешались неизвестные силы. Или просто удивляться безумным поворотам.

Правда, чтобы такой ход сработал, создателям нужно очень постараться. Ведь пока кажется, что грязная деревня так ей и останется, а героев будут постепенно уничтожать или начнут мучить.

В финале второй серии действие подобралось к напряжённой точке, и если дальше не начнётся активное развитие, то зрители могут заскучать.

Клишированные персонажи

Увы, герои буквально каждого второго российского сериала вызывают одни и те же ощущения. В их реальность просто невозможно поверить. Особенно это касается сюжетов, где фигурирует целая команда, как в "Игре на выживание", "Полёте" или "Эпидемии".

Авторы прописывают одного-двух персонажей, а остальных превращают в ходячие стереотипы. Не избежали этого и "Топи". Денис в исполнении Ивана Янковского — талантливый бизнесмен, который не продаётся властям и ценит правду превыше всего. Чуть устаревший намёк на Павла Дурова очевиден. И всё же герой кажется достаточно интересным, хоть иногда и перегибает с тоскливым выражением лица.

А вот Макса, которого играет Тихон Жизневский (его можно вспомнить по двум частям фильма "На игре"), видимо, хотели сделать озабоченным пошляком, который добавит юмора. Но превратили в какой-то анекдот, да ещё и несмешной: парень не говорит вообще ни о чём, кроме секса.

С женскими персонажами слишком туманно: ни одной из героинь не дали достаточно времени, чтобы проявить себя. И в итоге пока ни у кого нет хоть какой-то интересной черты или неоднозначности, которая бы выбивалась за рамки схематичного типажа.

Зато авторы не забывают регулярно раздевать актёров в кадре, иногда даже не к месту. Будто сериал слишком старательно оправдывает фразу Глуховского о том, что на телевидении такое бы не пропустили.

Трудно сказать, в чём причина настолько плоского подхода: недоработка сценария, слабая постановка (Мирзоев пока не слишком ярко проявил себя в кино) или недостаточно талантливая игра актёров.

Интересно, что эпизодические персонажи кажутся живее. Даже Максим Суханов, уже сотрудничавший с режиссёром в "Борисе Годунове", вроде бы точно так же пошлит в кадре. Но его герой выглядит настоящим и потому вызывает ровно те неприятные чувства, которые должен. А не стыд от глупых клише, как в случае с Жизневским.

Есть надежда, что за всем этим кроется интересный обман. Логично было бы постепенно, под влиянием обстоятельств, превратить героев из скучных стереотипов в живых людей. Такой ход используют в кино и сериалах часто: от военных драм до комедийного "Теда Лассо". Проекту "Топи" тоже бы это не помешало.

Дмитрий Глуховский утверждает, что многие персонажи списаны с реальных людей. Странно было бы не дать им шанса раскрыться.

Правда пока чётких предпосылок к переменам нет. Похоже, в сериале будут развивать именно сюжетную часть, а не характеры. Но если персонажи останутся примерно такими же, то уже через несколько серий за ними надоест наблюдать. Герои не будут вызывать привязанности и сопереживания, что для восприятия истории просто губительно.

Идея сериала "Топи" интригует. А вот её воплощение в первых эпизодах заставляет желать лучшего и вызывает сомнения, стоит ли смотреть дальше. Но даже если проект не растеряет зрителей в самом начале, ему точно нужно исправлять подачу. Иначе есть вероятность, что хорошая задумка развалится из-за стереотипов и клише.