15 сентября на канале HBO (в России — на Amediateka) стартует новый мини-сериал сценариста британской "Утопии" Денниса Келли. Изначально проект планировали выпустить ещё весной, но из-за пандемии премьеру пришлось отложить почти на полгода.

Однако теперь можно с уверенностью сказать, что ожидание того стоило. "Третий день", в котором снялись такие актёры, как Джуд Лоу, Наоми Харрисс, Кэтрин Уотерстон и Эмили Уотсон, поражает не только звёздным составом. Несмотря на неспешность действия, сериал захватывает, а непредсказуемые повороты заставляют гадать о дальнейших событиях. А что ещё важнее, всё поставлено невероятно красиво.

Безумие на стыке жанров

Сэм (Джуд Лоу), у которого возникли серьёзные проблемы с бизнесом, спасает в лесу пытавшуюся повеситься девочку-подростка Эпону и решает отвезти её домой. Та живёт на острове Осея, путь к которому затапливает во время прилива (кстати, эта локация реальна).

Сэм попадает в странное поселение. Жители здесь довольно дружелюбны, но они практикуют жуткие ритуалы да и в целом ведут себя необычно. В герое смешиваются желание поскорее сбежать и странное ощущение спокойствия — он впервые оказался вдалеке от своих забот.

Это завязка истории, а с каждой минутой сюжет становится всё более странным. Причём речь идёт не только о том, что главный герой будет попадать в необычные и пугающие ситуации.

"Третий день" запутывает зрителя самым хитрым образом, не давая понять, сериал какого жанра перед ним.

Казалось бы, вступление намекает на типичный триллер. Сэм явно похож на человека с тёмным прошлым (незаконный бизнес и проблемы в семье прилагаются), а идиллическая картина жизни на Осее рушится буквально в первом эпизоде. Но тут же вмешиваются загадочные ритуалы и мистика, словно часть стилистики подсмотрели в "Плетёном человеке". Причём именно в классическом, а не в неудачном ремейке с Николасом Кейджем.

Однако как только покажется, что героя затянут в сети культистов, проступит истинная основа сюжета: традиционная семейная драма о потере ребёнка и неугасающей надежде на новую встречу с ним.

Кажется, что этого уже достаточно для полного безумия. Но нет, авторы вдобавок подкинут идею ненадёжного рассказчика. Мало того, что реальность в "Третьем дне" смешивается со снами и галлюцинациями, так ещё и никогда нельзя угадать, кто же из героев врёт. Возможно, вообще все.

Как только возникнет ощущение, что действие упирается в тупик и создателям "Третьего дня" придётся раскрыть зрителю карты, всё изменится. Как будто включат другой сериал.

Эстетика на грани отвращения

Съёмки, возможно, даже большее достоинство "Третьего дня", чем необычный сюжет. В первых эпизодах стиль режиссёра Марка Мандена (кстати, работавшего с Келли над "Утопией") во многом напоминает сериальные работы Жан-Марка Валле.

Значительную часть действия снимают ручной камерой с обилием крупных планов и очень медленным монтажом, перебивающимся яркими вспышками то ли флешбэков, то ли галлюцинаций. Постановка кадра позволяет не просто наблюдать за героями, но и вместе с ними продираться через кусты или даже уходить в наркотический трип.

Поклонники Джуда Лоу в полной мере насладятся тем обожанием, с которым камера любуется его лицом: то испуганным, то с почти безумным взглядом ярких глаз.

Но не нужно думать, что "Третий день" — театр одного актёра. Для начала авторы познакомят с потрясающими обитателями поселения на Осее. Здесь целая палитра ярких образов: не зря Кэтрин Уотерстон и Эмили Уотсон взяли второстепенные роли в проекте. Хотя Пэдди Консидайн ("Типа крутые легавые") переигрывает даже таких звёзд. Его герой выглядит настолько положительным и дружелюбным, что пугает больше злодеев в масках животных.

При этом, следуя стилистике мистических фильмов, "Третий день" смакует расчленённые тела зверей, явно убитых вследствие какого-то ритуала. А стрекот насекомых, которые мелькают в кадре с неприятным постоянством, заставит самых впечатлительных нервно почёсываться.

Но сериал не ставит самоцелью показать больше мерзости и шокировать зрителей. Неприятная натуралистичность служит обратной стороной остального изящества. Ведь в "Третьем дне" всюду сквозит двойственность: красивые пейзажи противопоставлены трупам животных, открытость местных жителей отражает страшные тайны Сэма. А потом зима сменяет лето, и вторая половина сезона переворачивает первую.

Неспешная головоломка

Упомянутое ранее разделение проекта на части не недоработка авторов, которые не смогли связать действие единым стилем. И даже не спойлер. Достаточно заглянуть в "Википедию" или на IMDb, чтобы увидеть, насколько необычно распределили работу сценаристов и режиссёров сериала.

Просто "Третий день" построен по принципу головоломки. Когда одна часть почти собирается в узнаваемую картинку, зрителям предлагают подумать над второй.

Неожиданно для себя они познакомятся с новыми героями. Да и само место действия преобразится. В той же локации изменится атмосфера и даже поведение людей, что подчеркнут более простые и прямолинейные съёмки.

Множество намёков из первой части будут перекликаться с событиями новой истории. Повествование развивается неспешно, а драма и эмоции столь же значимы, как любые повороты сюжеты. Поэтому картинка складывается очень медленно. Ровно в тот момент, когда зритель погружается в происходящее, ему напоминают об основе, которую не следует упускать.

К финалу может показаться, что история на самом деле значительно проще, чем её заявляли. Но всё же сам путь героев не менее важен, чем результат и разгадка.

А в довершение всего интересный факт: ровно в середине сезона канал Sky One, который транслирует сериал в Великобритании, выпустит специальный эпизод. Это будет сценическая постановка в реальном времени, дополняющая основной сюжет. Что в ней покажут, пока неизвестно.

"Третий день" кажется одновременно изящным, трогательным и страшным. Каждый герой в какой-то момент вызывает и симпатию, и отторжение. И вроде бы авторы не пытаются превратить сюжет в сложный детектив. Они просто заставляют сомневаться абсолютно во всём происходящем. Именно поэтому при кажущейся неспешности сериал захватывает всё внимание и погружает зрителя в свой безумный, опасный, но очень красивый мир.