На стриминге Okko 12 августа прошла премьера сериала "Выжившие" по книге Ильи Колосова "Выжившие хотят спать". В русскоязычном медийном пространстве новинку сравнивают с "Эпидемией" Павла Костомарова, которую хвалил сам Стивен Кинг. Но на самом деле между двумя сериалами не так уж много общего. Прежде всего, их различает совершенно разная атмосфера и подход к съёмкам, и это видно уже по первым двум сериям.
Но вот в сюжете "Выживших" и правда легко найти сходство с "Эпидемией". Так, в обоих проектах переплетаются судьбы непохожих друг на друга людей, вынужденных объединить силы, чтобы уцелеть.
Атмосфера разрухи и сходство с трагедией в Припяти
Пациент психиатрической клиники Саша Морозов выходит после очередного курса лечения. Ему часто снится, как живых людей закапывают в общие могилы. Всё в тех же снах ему постоянно предстаёт девушка по имени Настя. Между тем из Сирии в родной провинциальный город возвращается спецназовец Сергей Шадрин. Он пытается восстановить отношения с женой (той самой девушкой из видений Саши) и дочкой, но супруга уже нашла другого мужчину.
Параллельно с этими событиями город охватывает странный недуг, похожий на грипп. Заражённые кашляют кровью и очень быстро умирают. Власти пытаются навести порядок и организовать карантин, но ситуация выходит из-под контроля. Тогда военные оцепляют местность, и немногие выжившие оказываются в ловушке, отрезанные от мира.
Между тем вирус мутирует. Герои обнаруживают, что теперь нельзя спать дольше двух часов в сутки, иначе впадёшь в смертельную кому. Проснуться самому при этом невозможно, что делает людей вдвойне зависимыми друг от друга.
Несмотря на схожесть событий с "Эпидемией", в глаза сразу бросается разница в визуальной части. Вместо глянцевой картинки зрителей ждёт нуар в жёлто-зелёных тонах. На самом деле своей атмосферой разрухи и уныния "Выжившие" куда больше напоминают совсем другой сериал. Это "Чернобыль" Крейга Мейзина: брошенный город, где нет света, воды и отопления, всеобщая паника от недостатка информации, изувеченные болезнью тела людей.
Кроме того, во втором эпизоде "Выживших" герои наблюдают за фейерверком. И в "Чернобыле" была очень похожая сцена, в которой жители, не знающие об опасности радиации, любуются заревом над станцией.
Чувство изолированности и внимание к жизни простых людей
Над сюжетом работали сразу несколько человек. Поэпизодный план написал Александр Лунгин, а диалоги отшлифовали Роман Волобуев и Елена Ванина ("Последний министр"). Сценарием занимались в самый пик локдауна, и это очень повлияло на настроение сериала. Абсолютно всё в нём пропитано чувством беспокойства и отчуждения. И огромная заслуга режиссёра Андрея Прошкина в том, как ему удаётся передать нужные ощущения героев в кадре.
Например, ещё в самом начале нам показывают шевелящиеся тела людей в братской могиле. И их слаженные движения сразу внушает зрителю тревогу и даже страх.
Хотя основную идею придумали ещё до пандемии, сюжет сильно резонирует с современными реалиями. Ведь только в постковидном мире может так пугать обычный кашель. Что уж говорить про переполненные госпитали и карантин.
Ещё в "Выживших" чувствуется рука креативного продюсера Бориса Хлебникова, и это сразу заметят поклонники его работ. В своих социальных драмах ("Аритмия", "Долгая счастливая жизнь", "Свободное плавание") он показывает простых людей. Кстати, интеллигентный и тактичный Саша из "Выживших" в исполнении Алексея Филимонова даже внешне напоминает Олега из "Аритмии" — самоотверженного врача скорой помощи.
И таким героям сопереживать хочется больше, чем сытым жителям столицы из "Эпидемии". Здесь перед нами бывший военный, человек с ментальным расстройством, измученные провинциальные доктора — одним словом, те, кому и до появления смертельного вируса приходилось непросто.
Удачно подобранные актёры и сильные женские образы
Ещё одна большая удача сериала — отличный актёрский состав. Помимо прекрасного Алексея Филимонова, знакомого широкой аудитории по фильму "Кислород", выделяется невероятно энергичная Валентина Лукащук. Она сыграла свободомыслящую учительницу начальных классов.
Вообще по части ярких женщин "Выжившие" выигрывают у "Эпидемии". Например, здесь героини свободно распоряжаются своей сексуальностью и не конкурируют за мужчин, как это было в сериале Костомарова. Помимо очень эпатажной Лукащук и более сдержанной Дарьи Савельевой, неуловимо напоминающей молодую Джоди Фостер, в сюжете важную роль играют и другие женские персонажи. Но их появления и развития придётся подождать до следующих серий.
Очень жаль, если продюсерский проект Хлебникова останется в тени более раскрученной "Эпидемии". В нём есть потенциал, приятные герои и интересная сюжетообразующая идея. Но всё же целиком о шоу можно будет судить, когда выйдут все эпизоды. Ведь нередко случается так, что очередной российский проект начинается бодро и самобытно, а под конец сезона проседает и разочаровывает зрителей.