22 июня на стриминговом сервисе Disney+ появился очередной фильм киновселенной Marvel. Первую часть "Доктора Стрэнджа", вышедшую в 2016 году, поставил режиссёр Скотт Дерриксон ("Синистер"). Однако от работы над продолжением он отказался — то ли из-за слишком жёсткого графика съёмок, то ли из-за творческих разногласий со студией.
Тогда Marvel Studios сменила его на Сэма Рэйми, который казался идеальной кандидатурой на этот пост. Режиссёр, как и Дерриксон, успел поработать над хоррорами, поэтому мистический тон должен был остаться прежним. Но кроме этого, в начале нулевых автор снял три части "Человека-паука".
Однако после тестовых показов фильм отправили на масштабные пересъёмки. Ходили слухи, что он получился слишком мрачным. А сам Рэйми сообщал, что в картину решили добавить объяснений происходящему.
Сейчас трудно сказать, как выглядел новый "Доктор Стрэндж" до переделок, но в финальном варианте картина собрала все недостатки последних работ Marvel: она наполовину состоит из фансервиса, а сюжет будто придумывали прямо во время съёмок. Зато у Рэйми получилось отлично развлечь публику, а заодно добавить в фильм элементы хоррора.
Сюжет картины слишком нелогичен
Альтернативная версия доктора Стрэнджа (Бенедикт Камбербэтч) помогает Америке Чавес (Сочил Гомес) спастись от демона. Девочка спонтанно попадает в мир, где происходит основное действие киновселенной Marvel, и встречает знакомого зрителю Стрэнджа. Тот понимает, что над мультивселенной нависла угроза, и обращается за помощью к Ванде Максимофф (Элизабет Олсен). Но оказывается, как раз она и ответственна за все нападения, поскольку одержима магической книгой "Даркхолд".
После того как злодейка (уже в образе Алой Ведьмы) атакует убежище магов, Стрэндж с Америкой Чавес отправляются в другие миры на поиски Книги Вишанти, с помощью которой можно победить Ванду.
К тому, что во многих фильмах Marvel незамысловатые сюжеты, повторяющие друг друга, зрители давно привыкли. Есть кинокомиксы, которые предлагают свежие идеи, другие же призваны просто развлекать. Но новый "Доктор Стрэндж" даже на фоне остальных работ студии кажется неуклюжим.
Есть ощущение, что это осознавал даже ироничный Сэм Рейми: так, в одной из сцен Америка Чавес сама удивляется, насколько глупо поступил Стрэндж. Он лично рассказал злодейке, где искать жертву. Это словно кивок в сторону сценаристов, а не персонажа. Причём такой момент не единичный: позже другой маг — Вонг (Бенедикт Вонг) — тоже "случайно" приведёт Алую Ведьму к её цели.
Если вдуматься, подобные совпадения происходят и с остальными персонажами. Даже доктор Стрэндж просто перемещается от одной локации к другой и каждый раз получает подсказки, что делать дальше. Лишь к финалу он проявит инициативу и смекалку.
Но ещё хуже, что сценарий фильма иногда напоминает детскую игру, где правила выдумывают прямо по ходу действия. Каждый раз, когда должен произойти некий поворот сюжета, просто вслух проговаривают, что ещё "Даркхолд" даёт своему обладателю. Поэтому остаётся только удивляться словам режиссёра, что в картину пытались добавить логики: трудно поверить, что до этого было ещё хуже.
"Доктора Стрэнджа: В мультивселенной безумия" спасают остроумный экшен и ужасы
Но всё же студия не ошиблась, наняв Сэма Рэйми в качестве постановщика. Marvel вообще поступает остроумно, позволяя интересным авторам снимать в своём стиле: так появились "Стражи галактики" Джеймса Ганна и "Тор: Рагнарёк" Тайки Вайтити (хотя уход Эдгара Райта из "Человека-муравья" поклонники никогда не простят).
Стиль режиссёра помогает хоть как-то разбавить банальность происходящего. Для начала он не стесняется показывать монстров немного олдскульными. Гигантский одноглазый осьминог, который появляется во второй схватке, отлично смотрелся бы в каком-нибудь старом "Человеке-пауке". Да и тема зомби и всяческих проклятых душ явно территория Рэйми — не будем забывать, что он прославился после "Зловещих мертвецов".
С дебютом режиссёра "Доктора Стрэнджа" роднят и проклятые книги в сюжете, что позволяет автору лучше раскрыть мрачную составляющую. У того же Дерриксона хоррор мелькал совсем редко. Здесь же нападения Ванды через зеркала, заклинания и прочие мистические элементы поданы будто в классике ужасов.
Конечно, основной акцент не на этих элементах, но и простой экшен Рэйми поставил интересно. Как и многие другие фильмы Marvel, второй "Доктор Стрэндж" переполнен спецэффектами, но здесь их хотя бы превращают в захватывающее шоу.
Кроме того, камео любимого актёра режиссёра, Брюса Кэмпбелла, снова отсылает к "Зловещим мертвецам". Очень остроумно.
Но всё портит фансервис, который мешает сюжету
Появление Кэмпбелла — милая забавная деталь, которая просто развлекает зрителя, но при этом не влияет на основное действие. А вот остальной фансервис и связи с киновселенной перегружают картину.
Причём это касается и сюжета, и отдельных камео. Проблема в том, что для понимания "Доктора Стрэнджа" нужно досконально знать все проекты Marvel. На старте киновселенной условного "Тора" можно было и вовсе смотреть в отрыве от остальных фильмов. Потом связей стало больше. Но после финальных "Мстителей" буквально каждая новая лента или сериал о знакомых героях превращается в кроссовер.
Так, мультивселенную впервые ввели в "Локи", герой Камбербэтча играет важную роль в "Человеке-пауке", а в самом "Докторе Стрэндже" появляется Алая Ведьма, причём, чтобы понять её мотивацию, нужно посмотреть шоу "Ванда/Вижн". Всё это превращается в перегруженный киносериал. В последнем "Человеке-пауке" авторов хотя бы спасала основная идея: возвращение классических героев из других франшиз. А вот "Доктору Стрэнджу" прятаться не за что.
Мало того, сюжет выглядит компиляцией нескольких серий "Что, если..?": здесь и альтернативные версии Стрэнджа, и зомби, и неожиданное камео одной героини. Да и шутки про мультивселенную кажутся самоповторами: зрители уже полюбовались необычными образами Локи вплоть до аллигатора, увидели вместе трёх Паучков, теперь им предлагают перевоплощения Камбербэтча.
А в дополнение ко всему в фильме появляется сразу несколько интересных героев, но авторы тут же разочаровывают, обрубая все надежды на их будущее. Как будто сценаристы просто поискали в интернете, кого бы зрители хотели увидеть в картине, и позвали соответствующих актёров.
Поэтому "Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия" напоминает монстра Франкенштейна: фильм состоит из чересчур большого количества элементов, которые мешают друг другу.
Наверняка при просмотре в кинотеатре "Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия" оставляет лучшие впечатления. Всё-таки Marvel не скупится на финансирование проектов и превращает фильмы в яркий аттракцион. Но если вдумываться в сюжет, становится ясно, что киновселенная ушла в самоповторы и фансервис. Спасти могут только проекты о принципиально новых героях. Но что "Вечные", что "Мисс Марвел" привлекли намного меньше внимания, чем "Человек-паук" или "Доктор Стрэндж". Поэтому, возможно, следующие ленты окажутся примерно такими же.