11 августа на стриминговом сервисе Disney+ стартовал мультсериал "Что, если…?". Это первый анимационный проект киновселенной Marvel, и в данном случае необычная форма полностью соответствует задумке.
Мультсериал основан на комиксах, выходивших ещё с 1970-х годов. В них авторы показывали неканоничные версии персонажей, иногда меняя их судьбы самым причудливым образом. Например, в одном выпуске рассказывали историю Питера Паркера, у которого не погиб дядя Бен. В другом представляли, что Каратель стал Веномом.
Ровно тот же подход перекочевал и в мультсериал — и в этом главное достоинство "Что, если…?". Возможность отойти от канонов киновселенной позволяет авторам проекта радовать фанатов неожиданными сюжетами. А формат антологии избавляет от каких-либо обязательств перед дальнейшей историей.
Полная свобода фантазии
Представитель высшей расы наблюдателей следит за событиями в мультивселенной и в каждом из эпизодов рассказывает отдельную историю. Действие в ней сильно отличается от того, что происходит в привычном зрителю мире Marvel.
В первой серии Пегги Картер получает сыворотку суперсолдата, становится Капитаном Британией и вместе с боевыми товарищами сражается против Гидры. Хотя и без участия Стива Роджерса тоже не обходится, однако он предстаёт в совершенно неожиданном образе.
Во второй серии опустошители воруют ребёнка — но не Питера Куилла, как было в "Стражах галактики", а Т’Чаллу. В третьей Ник Фьюри и очень необычная команда Мстителей сталкиваются с загадочными убийствами. Будет даже эпизод, где Киллмонгер спасает Тони Старка. А однажды мир Marvel и вовсе захватят зомби.
Проекты киновселенной уже плотно обосновались на Disney+. Причём все три вышедших сериала — "Ванда/Вижн", "Сокол и Зимний солдат" и "Локи" — полностью продолжали темы полнометражных фильмов и готовили к дальнейшим событиям. Формально "Что, если…?" можно считать развитием последнего: параллельные миры появились как раз с подачи бога хитрости, и зрителя уже познакомили с десятком версий обаятельного героя.
Но если "Локи" в итоге становился поворотной точкой в развитии киновселенной Marvel, то мультсериал попросту иронично обыгрывает уже знакомые истории. Что ещё важнее — даже эпизоды самого "Что, если…?" разворачиваются не в одном мире: каждая получасовая серия обнуляет сюжет.
И это хорошо, поскольку выстраивать каждый раз полноценный альтернативный мир было бы глупо: каноничные истории выглядит гораздо интереснее. Тем более что о большинстве героев подробно рассказывали в сольных проектах.
К примеру, Пегги Картер посвятили два сезона сериала. Здесь же её становление, аналогичное судьбе Роджерса в "Первом мстителе", проскакивает за считаные минуты. Да и необычных версий Локи раньше показали более чем достаточно.
Поэтому новые вариации героев не меняют канон. Сюжеты "Что, если…?" — просто развлечение: в каждой серии можно гадать, чем же удивят авторы на этот раз.
Ненужная мораль
Проблема лишь в том, что авторы мультсериала в какие-то моменты пытаются сделать его серьёзнее, чем стоило бы. В первой серии не обходится без традиционной в последние годы темы сильных женщин: Пегги Картер даже при наличии суперсил не дают раскрыть свой потенциал.
Далее Т’Чалла снова выступит образцом благородства и перевоспитает банду преступников. В третьей серии попытаются заигрывать с детективом, обставив действие в духе знаменитых "Хранителей".
Но серьёзные темы вряд ли можно считать удачными. Причин две. Во-первых, для раскрытия драмы или детектива всё же нужно больше времени. За полчаса зрителей лишь поверхностно знакомят со схематичным миром. А во-вторых, сюжеты всё равно останутся пересказом классических историй для фанатов.
Сериал построен лишь на обмане ожиданий: герои ведут себя не так, как показывали раньше, и говорят совсем другие фразы. Это делает каждую историю ироничной, поэтому попытки добавить в них социальности скорее мешают, чем помогают проникнуться сюжетом.
Упрощённая картинка в стиле комиксов
Ещё до релиза сериала возникло немало споров между поклонниками на тему визуального ряда. На фоне множества передовых проектов Pixar, динамики "Человека-паука: Через вселенные" или хотя бы узнаваемой авторской анимации "Что, если…?" выглядит слишком просто.
Скорее всего, создатели хотели показать подобие ожившего комикса. Причём, увы, не в стилистике Джима Ли или Дэйва Гиббонса, которые прорисовывали каждую деталь, а со схематичностью Майка Миньолы. При этом у аниматоров, в отличие от сценаристов, не было полной свободы: они должны сохранить в персонажах черты оригинальных актёров из кино.
Здесь точно окажется плюсом формат выхода мультсериала. Если бы Disney+ следовал примеру Netflix, то на третьем-четвёртом эпизоде зрители наверняка бы устали от специфической картинки. А полчаса в неделю пролетят незаметно.
Хотя у многих наверняка останется ощущение, что история выглядела бы интереснее, если бы антологию построили в том же стиле, что и "Любовь, смерть и роботы", сделав для каждого эпизода индивидуальный стиль. А так остаётся следить лишь за сюжетом, анимация вряд ли кого-то удивит или даже просто запомнится.
"Что, если…?" лишь иллюстрирует идею мультивселенной, не добавляя ничего важного в основные сюжеты. Но в этом же и его главное достоинство: Marvel ненадолго отходит от канонов и просто развлекает зрителя, показывая самые безумные вариации любимых персонажей. Ведь после Локи-аллигатора удивить фанатов можно только зомби Капитаном Америкой.