Наконец состоялась долгожданная премьера картины "Аватар: Путь воды". Фильм, анонсированный ещё годы назад, вышел, чтобы вернуть зрителя на планету Пандора.
Первый "Аватар" появился на экранах в 2009 году и собрал почти 3 миллиарда долларов. Некоторое время сумма казалась недостижимой, пока "Мстители: Финал" не приблизился вплотную к рекордсмену.
Тем временем режиссёр Джеймс Кэмерон готовил продолжение культовой картины. Вторую часть "Аватара" ждали ещё в декабре 2014 года. С тех пор дату релиза двигали практически каждый год, а Джеймс Кэмерон объяснял, что хочет не просто снять большое кино — он делает две части одновременно. Пожалуй, только после выхода трейлера появилась уверенность в том, что фильм действительно снимали.
Бюджет картины оценивается в 250 миллионов долларов — Джеймс Кэмерон говорил, что на четыре части (со второй по пятую) заготовлен миллиард. В главных ролях всё те же Сэм Уортингтон ("По соображениям совести"), Зои Салдана ("Стражи Галактики"), Стивен Лэнг ("Джонни Д"). Эпизодические роли достались Сигурни Уивер ("Чужой") и Кейт Уинслет ("Титаник").
События картины "Аватар: Путь воды" разворачиваются спустя 10 с небольшим лет после окончания первой части. Джейк и Нейтири воспитывают троих своих детей, а также двух приёмных. Счастливая семейная жизнь заканчивается, когда на Пандору вновь нападают люди. Причём одна из их задач — ликвидация Джейка. Поэтому Джейк вместе с женой и детьми отправляется на незнакомые им территории Пандоры. Чтобы влиться в новый клан, они вынуждены войти в водный мир так же глубоко, как и в лесной. Но и вдали от дома их ждут опасности.
Хронометраж является проблемой
"Аватар: Путь воды" длится 3 часа 12 минут. Первая часть также не отличалась краткостью и шла 2 часа 42 минуты, но фильм оставался сбалансированным. Теперь вышло иначе.
Первый час уходит на краткий пересказ событий, которые произошли с конца "Аватара", а также завязку нового сюжета. Всё стройно и понятно: высокий темп повествования, яркие сцены, напоминающие зрителю о событиях первого фильма.
Идти в кинотеатр, не пересмотрев первую часть, не лучшая затея, многих героев можно и подзабыть.
Третий час фильма — сплошная экшен-сцена, перебиваемая драматичными событиями. Это смесь боевика и классической голливудской драмы, и выполнена она на высочайшем уровне.
Главная проблема фильма — второй час. Знаменитые подводные сцены, которые анонсировали чуть ли не как главное достоинство "Аватара-2", успевают надоесть несколько раз. Бесспорно, они красивые, но практически не отличаются друг от друга. Бесконечное тасование разных героев, опускающихся под воду, заставляет посматривать на часы.
Некоторые сцены раздражают из-за того, что они просто копируют первую часть. Новый представитель на’ви хочет оседлать торука? Хорошо, он будет мучиться и почти погибнет, но сможет покорить могучее существо — всё как в первой части, но чуть короче. Тут же опытные герои хотят приручить водных существ, напоминающих летучих рыб, — и они делают это таким же образом, как и с торуками в первой части, никаких инноваций, зато трата времени. Возможно, в третьей части герои будут приручать носорогов или гигантских муравьёв примерно таким же методом — просто сменится фон.
Конечно, получилось красиво
Сцены в воде красивые, но, пожалуй, лучшие визуальные образы Кэмерон выстроил в темноте. В качестве освещения используется огонь или красное, предзакатное солнце. И эти эпизоды выглядят величественно — их мало, но каждый из них невероятен. Кэмерон задействует весь технический потенциал, поэтому приёмы постоянно меняются: от широкоугольной камеры с динамичным приближением и отдалением отдельных кусочков экрана до летающей камеры (скорость перемещений между событиями одной битвы колоссальная).
Хотя некоторые решения вызывают вопросы — не негатив, а именно заинтересованность. Есть сцены, в которых совмещены эпизоды с разной частотностью кадров. Иногда они просто врываются среди драки и выглядят инородно, но интересно. Проблема в том, что далеко не все киноэкраны способны передавать видео в полной мере, поэтому уследить за всеми ходами получится лишь у счастливчиков.
Вряд ли Джеймс Кэмерон когда-то страдал от низкой самооценки, но во втором "Аватаре" он несколько раз признаётся в любви к себе. Визуальные отсылки на "Титаник" и "Терминатор" появляются в самый ответственный момент картины, и они доставляют отдельное удовольствие. Хорошо, когда можно просто вспомнить гениальную сцену, которую ты снял сам.
Предсказуемость губит интригу
Первые 2 часа фильма можно поделить на 10–12 сцен. Каждая из них — краткое пособие о том, что такое три акта. Например, герой хочет научиться долго плавать под водой. Сначала у него не получается, и над ним все смеются, затем он бросает самый сложный вызов и, едва не погибнув, добивается результата. По какой-то причине Кэмерон решил наделить отдельные сцены своим финалом.
Именно поэтому второй час фильма скорее напоминает несколько короткометражек, объединённых одной вселенной, а не цельную картину.
Постепенно можно привыкнуть не только к очерёдности событий, но и к темпу, и тогда происходящее на экране станет не столько фильмом, сколько формулами. Из-за этого рушится не только "магия кино", но и интрига: по первой минуте новой сцены можно понять, чем она закончится и когда это произойдёт.
Рушит интригу и сосредоточенность на экшене. Если у героя есть опции ударить, выстрелить и взорвать, то он поочерёдно выберет каждую — даже если в этом нет никакой логики.
Герои разочаровывают
Первое появление на экране каждого героя объясняет, чего от него ждать в дальнейшем. Злодеи всегда плохие с первого кадра, добряки великодушны с первой реплики. Можно легко предугадать и тех, кто сменит сторону конфликта. Для этого не нужно быть психологом — достаточно посмотреть 3–4 фильма за жизнь.
Внутренняя пустота героев ведёт к плохим диалогам. Можно угадывать и реплики, и эмоции, и шутки. С последним в "Аватаре" всё действительно плохо. Злодей Майлз Куоритч — пример антихаризматичного негодяя. И внешность, и "колкости", которые он отпускает через слово, выглядят слишком мелко. А ещё Джеймс Кэмерон не стесняется использовать героев, умерших в первой части, — к этому стоит привыкнуть в самом начале фильма.
Важно отметить, что если герои плоские, то их всё равно будет жалко — просто грустные сцены придумывали мастера, способные из готовки яичницы сделать драму.
Глубокие мысли искать не стоит
До премьеры Кэмерон говорил, что фильм расскажет о защите окружающей среды. Вряд ли это получилось — по крайней мере, первая часть убедительнее обвиняла человечество в том, что оно уничтожает всё, до чего дотягивается.
В новом "Аватаре" Кэмерон не копается в сложных материях. Месседжи в духе "Братва, не стреляйте друг в друга" и "Семья — это святое" тяжело назвать оригинальными, а реализованы они так, чтобы просто склеивать события между собой.
Нестыковки раздражают
Если в первой части земляне пришли на Пандору за великим источником энергии, который был неразрывно связан с лесом, то во второй части более важным полезным ископаемым оказывается другое вещество (связанное с морем). Учитывая то, что между фильмами прошло не так много лет, выглядит это странно.
Вскользь упоминается и то, что Пандора нужна людям из-за того, что жить на Земле уже невозможно — нужно переселяться. Да, Кэмерон выводит на первый план другие сюжеты и вопросы, но такие вещи портят впечатление.
Вероятное продолжение пугает
Кэмерон не волшебник хотя бы потому, что творит по холодному расчёту, а не наитию. Ещё до премьеры он наговорил достаточно, чтобы относиться к его новой картине негативно. Например, он вполне спокойно объясняет, что сценарии и съёмки выстроены так, что при провале второй части третья станет последней — а в случае успеха зрителей ждёт пять частей. Кстати, провал в прокате стал бы неким симптомом, что с современным зрителем что-то не так — это также слова Кэмерона.
В конце фильма случился совсем нелепый эпизод, намекающий на вероятное развитие событий следующей части. Хочется верить, что это игра с ожиданиями, а не настолько банальный намёк.
"Аватар: Путь воды" — неплохой сиквел, но отнюдь не "Терминатор-2". Конечно, Джеймс Кэмерон — гений. Конечно, "Аватар: Путь воды" — громкое и важное кино. Однако кажется, что если бы Кэмерон чуть меньше думал о том, какой он гений, то новый "Аватар" был бы ещё лучше. Невероятный визуальный ряд оказался фоном для скучных разговоров, а желание выжать максимум экшена из любой ситуации превращает фильм в видеоигру. Попытки отыскать в картине что-то глубокое кажутся нелепыми — под всеми взрывами и выстрелами прячут самые простые истины, которые банально склеивают сюжет. Впрочем, у Кэмерона ещё есть время показать Пандору с новой стороны — возможно, продолжение даже не придётся ждать 13 лет.