1. Целиться нужно в голову

Во всех фильмах и компьютерных играх снайперы всегда стремятся напичкать свинцом именно голову своей жертвы. Один меткий выстрел — и человек, стоявший минимум за полкилометра от стрелка, падает, поражённый прямо в мозг.

Однако в реальности ни один снайпер в голову целиться не будет. Причина проста: в корпус попасть проще.

Всадить пулю в голову намного сложнее, потому что эта мишень меньше, чем туловище. Кроме того, люди имеют обыкновение головой крутить и качать. Поэтому стрелки на дальних дистанциях целятся в грудь или живот.

Целенаправленно стреляют в голову разве что полицейские снайперы, когда им требуется устранить преступника, захватившего заложника, не навредив последнему. Но предельная дальность, на которой они ведут огонь, 200 метров, не больше.

2. Отверстия от пуль маленькие и аккуратные

Миф о снайперах, которым позарез нужно попасть прямо в голову, связан с другим заблуждением: о хирургической точности снайперских винтовок. В кино меткий стрелок делает маленькую аккуратную дырочку в черепе противника, и тот картинно валится на пол.

Если же пуля прилетит куда-нибудь ещё, жертву окружат телохранители, выведут из-под обстрела и подлатают — и ничего страшного. А уж если на персонаже бронежилет, то он и вовсе почти неуязвим.

Но в реальности… Вам не захотелось бы увидеть, что делает с человеческим телом пуля снайперской винтовки, уж поверьте. Дело в том, что она обладает огромной энергией, которая и позволяет ей лететь на внушительные расстояния. Взгляните, например, какой эффект оказывает выстрел из армейского ствола 50-го калибра на брусок баллистического геля.

Такая пушка прошьёт любой бронежилет, проделав в нём огромную дыру. А ещё — большое выходное отверстие, если пройдёт навылет.

Именно поэтому военным снайперам в голову целиться необязательно — достаточно попасть хоть куда-нибудь, и врагу будет очень, очень плохо.

3. Баллистическая волна от пули может убить

Существует ещё один миф, противоположный предыдущему заблуждению о "точечной аккуратности" снайперских зарядов. Якобы пуля из крупнокалиберной винтовки настолько убойная и мощная, что способна поразить цель, даже не касаясь её. Заряду достаточно только задеть человека баллистической ударной волной, пролетев мимо, чтобы нанести ему несовместимые с жизнью травмы.

На самом деле это глупость, которую развенчали ещё "Разрушители мифов", используя крупнокалиберную снайперскую винтовку ArmaLite AR-50. Пуля при полёте и правда создаёт небольшую ударную волну, однако её недостаточно, даже чтобы сдвинуть винный фужер. Так что если снайпер посылает пулю мимо цели, вреда она ей не нанесёт.

На этом видео американский оружейный гик Мэтт Каррикер, ведущий YouTube-канала DemolitionRanch, пытается задеть дрон баллистической волной от пули 50-го калибра. И у него ожидаемо ничего не выходит.

4. Снайперы работают в одиночку

Вопреки распространённому заблуждению, снайпер — это не одинокий волк, гуляющий сам по себе. В современных войсках разных стран стрелки работают как минимум вдвоём, существует даже такой термин — "снайперская пара". А порой и вообще втроём.

Дополнительный боец в паре оснащён не снайперкой, а автоматическим оружием для боя на коротких дистанциях. Он защищает стрелка, пока тот ведёт огонь по удалённым целям. Чтобы не получилось так, что снайпер лежит с винтовкой и сосредоточенно таращится в прицел, а сзади на него нечаянно выходит солдат противника, который отошёл в кусты по своим делам и заблудился.

Кроме того, напарник снайпера служит корректировщиком и наводчиком. Он сообщает, какой ветер, какова влажность и температура и что интересного творится в стане врага.

Периодически снайпер и его помощник могут меняться, и первый становится корректировщиком, а второй стреляет. Это делается, чтобы избежать переутомления глаз.

Парами стрелки ходят также и потому, что таскать особо тяжёлую и бронебойную пушку вроде Barrett M82 в одиночку весьма проблематично: она может весить до 14,8 кг. Поэтому агрегат переносят в разобранном виде: половина запчастей у стрелка, половина у его помощника.

Нередко снайперы действуют в составе групп из 4–8 человек. В них входит специалист-корректировщик, который также намечает снайперу позицию по GPS, радист, получающий указания от штаба, и несколько бойцов вспомогательного назначения. Последние, прямо говоря, охраняют всех этих умников от всяких неприятностей.

5. И носят подгузники

В общественном сознании снайперы — это сверхлюди, которые способны часами и даже днями лежать неподвижно и не издавать ни звука. Они не моргая наблюдают за целью в ожидании шанса на единственный удачный выстрел. И даже потоотделение могут контролировать.

Что делать, если им захочется в туалет? Тут-то и пригодятся подгузники! По крайней мере, так считается.

Приведём ответ американского снайпера Кайла Хинчлифа, которому издание Observation Post как-то раз задало вопрос, носят ли стрелки подгузники.

У меня об этом всё время спрашивают… Нет, до такого не доходит. Могу вас заверить, что лично ни разу не мочился в штаны на задании. Времена меняются, теперь стрелкам не так часто приходится валяться на земле в засаде, не шевелясь. Так что нет.

В общем, прежде чем браться за винтовку, сделайте всё, что нужно.

6. Когда трое прикуривают от одной спички, снайпер всегда убивает последнего

Чрезвычайно популярное солдатское суеверие. Считается, что, пока первый боец прикуривает, снайпер засекает огонёк в темноте. Когда спичку передаёт второму, стрелок целится. А когда третий берёт её в руки, происходит выстрел. И курильщик вместо дозы никотина получает порцию свинца.

Не зря говорят, что курение убивает.

Некоторые считают, что примета появилась в Первую мировую войну. Другие говорят, что корни суеверия растут из Англо-бурской войны, в которой впервые стали применять дальнобойные винтовки Маузера.

Однако на самом деле это глупость. Солдат, если он, конечно, в своём уме, не будет курить на простреливаемой снайпером местности. А снайпер вряд ли будет стрелять в любой вспыхнувший в темноте огонёк, если не видит самой цели.

Кроме того, совершенно необязательно, что пулю получит именно третий курильщик. Если стрелок способен совершить выстрел, он убьёт и первого. Если нет — то и впятером можно одновременно прикуривать.

Солдаты гибнут не от количества затрачиваемых на поджиг сигареты спичек, а оттого, что высунулись из укрытия. Никакой рациональной основы у этого суеверия нет.

Кроме того, современные винтовки с ночными прицелами, тепловизоры и приборы ночного видения позволяют эффективно уничтожать даже некурящих.

7. Прицел — это как телескоп, только прицел

В кино работа снайпера выглядит довольно простой. Наводим винтовку на цель и видим жертву во всех подробностях. Жмём на спуск — и наблюдаем, как противник падает.

Голливудские прицелы обладают прямо-таки астрономическим увеличением.

В действительности всё, естественно, немного сложнее. Во-первых, даже самые современные снайперские прицелы имеют максимальное увеличение в 10–20 раз. А особо навороченные модели с 80-кратным увеличением куда более редки, дороги и мало когда пригождаются. И утверждать, что в них можно разглядеть волоски в носу противника, чересчур оптимистично.

Посмотрите, например, что видит снайпер в своём прицеле, когда действительно метит в человека. Много деталей внешности вон тех ребят вы рассмотрите?

И вы не увидите, как поражённый вашей пулей враг рухнет, потому что в момент выстрела оружие и прикреплённый к нему прицел нехило тряхнёт. Так что жертву вы из виду потеряете. А там поди догадайся, был враг благополучно застрелен или залёг в укрытие и уже вызывает артиллерийский удар по позиции стрелка. Поэтому снайперу нужен корректировщик, подтверждающий попадания.

8. Задача стрелка — навести на врага перекрестье прицела

То, что вы навели перекрестье прицела на человека, ещё не значит, что вы в него попадёте. Потому что на пулю действуют притяжение Земли, влажность и температура воздуха. А ещё свою роль играют высота над уровнем моря, ветер и куча других факторов.

При особо дальних расстояниях приходится учитывать даже силу Кориолиса, то есть эффект вращения Земли. Так что голливудские снайперы, которые ловят цель в перекрестье и мгновенно поражают её, выглядят не особо реалистично.

Кстати, во многих фильмах снайпер, прицеливаясь, щурится, прижимая глаз чуть ли не вплотную к прицелу. Так делать не стоит, потому что оптическое приспособление может выбить его при отдаче. Держать прицел нужно на расстоянии 20–30 см от лица.

Кроме того, щуриться стрелку не рекомендуется. Это создаёт ненужное напряжение на глаза, говорит Ник Ирвинг, снайпер армейских рейнджеров США. Поэтому их учат вести огонь, держа открытыми оба глаза.

И снайперы не применяют лазерные целеуказатели, потому что они легко могут демаскировать стрелка. Даже невидимые лучи заметны в приборах ночного видения, не говоря уже о ярко-красных лазерных указках, которые показывают в кино.

9. Снайперы бьют других снайперов прямо в глаз через стекло прицела

Снайперская дуэль в сознании большинства людей выглядит примерно так. Два стрелка пытаются спровоцировать друг друга сделать выстрел и выдать своё местоположение. Когда один снайпер замечает другого, то вычисляет его положение по бликам на линзах прицела. Он стреляет прямо в их источник, пуля проходит сквозь прицел вражеского снайпера и поражает его в глаз.

Выглядит круто, но на практике это очень маловероятно.

Герои шоу "Разрушители мифов" как-то раз проверили, можно ли прострелить голову сквозь оптический прицел. Оказалось, что пуля с мягким сердечником не смогла пробить его линзы и отклонилась от траектории полёта.

Ещё один энтузиаст-снайпер из Торонто попробовал повторить их эксперимент с патроном получше. Пуля частично пробила линзы, но прошла мимо объектива прицела, оставив его нетронутым. Правда, она всё равно бы убила человека, если бы тот держал винтовку.

В общем, попасть в голову вражеского снайпера прямиком сквозь его прицел можно лишь при невероятном стечении обстоятельств. И ни один стрелок в боевых условиях не будет целиться именно в линзы — он будет метить в самого противника.

10. Снайпер стреляет бесшумно и попадает с первого раза

В голливудских фильмах снайперы стреляют только раз, но обязательно попадают в цель. А если промахнулись — значит, надо немедленно убегать.

Снайпер бьёт издалека, но всегда наверняка? Не совсем.

Правило "Один выстрел — один труп" по большей части миф. Первый выстрел редко поражает противника, особенно если мы говорим о стрельбе с большого расстояния. Обычно, говорит снайпер Кайл Хинчлиф, приходится корректировать стрельбу, и враг падает только на второй раз. Поражать цели с первого выстрела можно только при очень, очень большой удаче.

Например, британский снайпер, капрал Крейг Харрисон, убил двух боевиков в Афганистане за один раз, а также повредил их пулемёт с рекордного расстояния в 2 475 метров. Для этого ему пришлось сделать аж девять пристрелочных выстрелов.

И да, даже самые тихие снайперские винтовки не могут стрелять бесшумно. Конечно, глушитель устраняет дульную вспышку и делает выстрел незаметным с большого расстояния, но вблизи его вполне себе слышно. Вот, например, оружейный гик с канала Social Regressive демонстрирует громкость выстрела из винтовки с глушителем, постепенно наращивая расстояние.

Вряд ли это похоже на тот "шелест крыльев мухи", которым нас пичкает Голливуд. С другой стороны, в лесу или городе выстрел хорошо замаскировавшегося снайпера действительно будет неслышен для солдат противника — но не для него самого.