Чтобы противодействовать эпидемии COVID-19, большинство европейских стран ввели карантин, закрыли общественные места и вынудили граждан соблюдать самоизоляцию. Но одна из них, Швеция, приняла менее радикальные меры, которые носили скорее рекомендательный характер.
Власти Швеции запретили публичные собрания больше чем на 50 человек и закрыли университеты и высшие учебные заведения. Ресторанам и барам приказали обслуживать людей только за столами, а не за стойками. А работающим посоветовали по возможности оставаться дома.
Школы для детей до 16 лет оставались открытыми. Люди продолжали свободно перемещаться и пользоваться общественным транспортом.
Шведское правительство надеялось таким образом избежать экономического спада, с которым столкнулись государства, закрывшие общественные места, развлекательные центры, предприятия и образовательные учреждения. Эта стратегия противодействия коронавирусу основывалась на трёх предположениях.
- Считалось, что всё население страны достаточно сознательное и ответственное, чтобы поддерживать социальное дистанцирование без стимулов или наказаний.
- Шведы предполагали, что инфицированный коронавирусом человек переболеет и выработает иммунитет. Поэтому повторно заражаться граждане не будут, и так общество скоро станет нечувствительным к COVID-19.
- Швеция делала ставку на относительно низкую плотность населения, что сдерживало бы распространение инфекции.
Но желаемого результата выбранная стратегия не принесла. Ежедневная смертность от COVID-19 на душу населения в Швеции остаётся на порядок выше, чем в соседних Финляндии и Норвегии. При этом почти половина всех погибших от вируса в Швеции — жители домов престарелых.
И хотя количество подтверждённых случаев заражения коронавирусом по Европе снижается, в Швеции, напротив, растёт. Всё потому, что поддерживать социальную изоляцию без штрафов и принуждения в стране не получилось. Некоторые шведы и правда добровольно оставались дома, когда правительство посоветовало им это сделать. Но большинство продолжало вести себя как обычно.
Согласно отчётам Google, число посещений общественных мест, например магазинов и парков, в Швеции снизилось всего на 16–17%. В то время как в Норвегии, Финляндии и Дании граждане сидели на карантине.
Плотность населения тоже вряд ли скажется на способности страны сдерживать COVID-19. Исследования, проведённые в США, Китае и Европе, показали, что жители наиболее заселённых регионов не обязательно заражаются больше остальных. Так, в Китае города с наивысшими показателями коронавирусной инфекции имеют относительно низкую плотность населения.
Не подтвердилось и предположение, что шведы быстрее приобретут так называемый коллективный иммунитет.
В начале мая главный эпидемиолог Швеции Андерс Тегнелл, разработавший описанную стратегию, заявлял, что к концу месяца 40% населения Стокгольма будут неуязвимы к вирусу. Но по состоянию на 25 мая антитела против COVID-19 появились меньше, чем у 30% жителей города. Не говоря уже о том, что эффективность антител ещё под вопросом и неизвестно, может ли организм стать устойчивым к коронавирусу.
Так что, сделав ставку на коллективный иммунитет и полагаясь исключительно на сознательность граждан, Швеция крупно просчиталась. Как результат, на 8 июня в стране более 44 тысяч заболевших и 4,6 тысячи летальных исходов, то есть умирает каждый десятый. Для сравнения, в России на 476 тысяч заражённых COVID-19 приходится почти 6 тысяч смертей.