Всемирная организация здравоохранения опубликовала первый приоритетный список патогенов грибков. В нём перечислены 19 видов, которые учёные считают наибольшей угрозой здоровью людей.
Заместитель главы ВОЗ Ханан Балки рассказала изданию The Guardian, что во время пандемии в тени оставались инвазивные грибковые заболевания. При этом постепенно развивают всё большую устойчивость к лечению, становясь острой проблемой общественного здравоохранения всего мира.
По инициативе ВОЗ 400 экспертов по микологии проанализировали 6000 научных работ, чтобы оценить серьёзность ситуации и выделить наиболее опасные виды. Руководитель группы Джастин Бирдсли, учёный из института инфекционных заболеваний Сиднейского университета, заявил, что сейчас грибковые инфекции приводят к такому же количеству смертей, как туберкулёз, и превосходят по смертности малярию.
Люди по всему миру стали чаще заражаться грибками во время пандемии COVID-19, причём в некоторых случаях люди заражались и коронавирусом, и грибком. Сейчас 4 вида грибковых патогенов получили статус критических:
- Aspergillus fumigatus — распространённый патоген, который преимущественно атакует лёгкие. У больных коронавирусом он приводит к набору симптомов, который называют "вызванный COVID-19 аспергиллёз лёгких".
- Candida albicans — ещё один распространённый вид, вызывает кандидоз. Как и предыдущий патоген, отличается высоким уровнем смертности среди людей с пониженным иммунитетом: находящихся в реанимации и принимающих иммунодепрессанты.
- Cryptococcus neoformans — возбудитель криптококкоза, является одной из главных причин смерти людей с ВИЧ.
- Candida auris — грибок, который был обнаружен в 2009 году практически одновременно по всему миру. Причина его появления пока неизвестна, но считается, что до 2009 его просто не существовало. Обладает устойчивостью к большинству противогрибковых препаратов. Вызывает кандидоз, а также повышенную температуру и озноб, которые не проходят при лечении обычными методами.
Также отмечается появление грибков, ранее ограниченных отдельными регионами, в других частях планеты. Частично это может быть связано с активными исследованиями, но более вероятная причина — изменение климата, позволяющее грибкам выживать в ранее непригодной для них среде.
В отчёте указывается, что всего 1,5% финансирования исследований инфекционных заболеваний идёт на изучение грибков. Это даёт предположить, что на самом деле ситуация ещё хуже и мы сейчас просто не знаем о некоторых опасных видах и их распространённости. Ситуацию ухудшает и то, что многие методики лечения создавались с учётом ограниченной доказательной базы и недостаточной экспертной оценки.
Пока что существует всего 4 группы противогрибковых препаратов. Их разработка затрудняется самой природой грибков. Их клетки достаточно схожи с клетками млекопитающих, чтобы то, что убьёт грибок, могло убить и человека. Авторы отчёта считают, что в текущих условиях необходимо дополнительное финансирование для разработки новых методов лечения и диагностики грибковых инфекций.