1. В театре можно не только смотреть, но и "подсматривать"
Иммерсивный театр — отличная альтернатива классическим постановкам. Зрители приходят к определённому часу, а дальше начинается действо. Но привычных партера и бельэтажа, антрактов и прочего тут нет.
Спектакли обычно проходят одновременно в нескольких помещениях особняков или других зданий. Да, успеть заглянуть везде вряд ли получится. Но суть не в этом. Люди получают возможность не наблюдать с мягких кресел, а подглядывать, анализировать, делать выводы и самостоятельно решать, куда направиться.
Нередко внутри театрального пространства зрители передвигаются в масках. Главное правило: не прикасаться к актёрам, если это запрещено, и разговаривать с ними только в рамках действа.
Сейчас подобные постановки встречаются всё чаще, так что подобрать представление можно на любой вкус.
Вернувшиеся (Journey Lab, Москва / Санкт-Петербург)
За основу взят сюжет пьесы Генрика Ибсена "Привидения", в которой из шкафа извлекаются все "скелеты" почтенного семейства. Всё происходит в особняке Дашкова. На время в нём воссоздаётся атмосфера Викторианской эпохи.
Узнать подробнее о спектакле в Санкт-Петербурге →
Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит (Театр на Таганке, Москва)
Действие этого мюзикла про психопата разворачивается прямо в зале. Зрители оказываются внутри происходящего, особенно те, чьи места в импровизированном кафе. Актёры — появляются то тут, то там — иногда и вовлекают публику в действо.
Узнать подробнее о спектакле →
Анна Каренина (Фонд поддержки современного искусства "Живой город", Казань)
Полное погружение в классическую историю происходит в интерьерах купеческого особняка. Герои знакомого всем романа проживают свои жизни на глазах зрителей, любят и страдают… Наблюдать за ними можно не из партера или бельэтажа, а стоя рядом, буквально на расстоянии вытянутой руки.
Узнать подробнее о спектакле →
2. В театре можно принимать решения
Некоторые постановки оставляют право выбора. И речь не только о том, посещать их или нет. Так, иногда у спектаклей несколько вариантов концовки, и именно зрители решают, что же произойдёт, прежде чем закроется занавес.
Это отличный способ не просто стать частью другой реальности, но и повлиять на её развитие.
Кроме того, театр дарит зрителям возможность выбирать, на чём сосредоточить внимание. При этом не обязательно перемещаться от одной сцены к другой. Достаточно иметь специальные девайсы.
Занос (театр "Практика", Москва)
В этом спектакле по пьесе Владимира Сорокина действие разворачивается в нескольких плоскостях. Зрители наблюдают за происходящим в загородном доме через стеклянную стену и мониторы, которые показывают разные комнаты. Звук передаётся в наушники, причём все свободно переключаются между каналами. Также зрители могут послушать рассуждения Владимира Сорокина о театре и жизни или литературные произведения Дмитрия Пригова.
Узнать подробнее о спектакле →
Ножницы (Ульяновский драматический театр имени И. А. Гончарова, Ульяновск)
В этом ироническом детективе активно участвуют зрители. Конечно, убийство пожилой пианистки они не предотвратят, зато могут помочь в раскрытии преступления. У этого спектакля есть несколько концовок. И каждый раз актёры играют именно ту, которая соответствует результатам зрительского расследования.
Узнать подробнее о спектакле →
3. В театре можно просто гулять
Ещё одна современная находка — спектакль-променад. Декораций как таковых нет. Вместо них — городские улицы и площади, общественный транспорт, торговые центры и не только.
В одних постановках участвуют актёры, хотя чёткого сценария без отступлений обычно нет: мозаика реальности каждый раз собирается заново. В других же живых спутников заменяют голоса из наушников, которые направляют и удивляют. А если нужно, сопровождающие гиды всегда подскажут и сориентируют.
Ещё одна особенность: подобные мероприятия обычно проходят в тёплое время года. А чтобы чувствовать себя комфортно, лучше надеть удобную одежду и обувь.
Remote Moscow (Rimini Protokoll, Москва)
Здесь сливаются в одно спектакль, экскурсия и даже компьютерный квест. Актёров нет. Только обычные люди, которые живут своей жизнью. Они даже не догадываются, что в этот самый момент за ними пристально наблюдают.
На протяжении всего спектакля зрители гуляют и следуют указаниям механического голоса. Останавливаются, приглядываются, совершают спонтанные действия и просто смотрят на происходящее другими глазами.
Узнать подробнее о спектакле →
Неявные воздействия ("Театр.doc", Москва)
Этот спектакль — целая вселенная, которая постоянно меняется, а каждый актёр и зритель играет в ней свою особую роль. Начинается он в условленной точке, а дальше превращается в непростую прогулку с глубоким смыслом.
В "Неявных воздействиях" есть настоящие актёры. Они цитируют философов, поэтов и прозаиков, импровизируют и рассуждают на вечные темы.
Узнать подробнее о спектакле →
Хранители (Омский драматический театр "Галёрка", Омск)
Зрители гуляют по набережной Иртыша, городским улицам и скверам. Через наушники их сопровождает главный герой — молодой парень, который собирается уехать из Омска, но в какой-то момент всё меняется. В спектакле также звучат рассуждения самых обычных людей и известных исторических личностей.
Узнать подробнее о спектакле →
Проект "Слушая город" (Калининград / Пермь)
Прогулки по привычным местам, где зрители ведут диалог с городом, а сцена — это всё вокруг. Так, на спектакле "Первое знакомство" можно заглянуть в память Калининграда, узнать какие тайны хранят его стены и задуматься о его и своём будущем. А на променаде "Дух города" — поближе познакомиться с Пермью.
Узнать подробнее о спектакле в Перми → Узнать подробнее о спектакле в Калининграде →
Побег в зоопарк (Парк флоры и фауны "Роев ручей", Красноярск)
Этот спектакль-променад проходит в зоопарке "Роев ручей", причём даже в тех частях, которые закрыты для обычных посетителей. На всём пути зрителей сопровождает лирическая героиня Елена Крутовская (в исполнении Веры Воронковой). Она основала живой уголок "Приют доктора Айболита", со временем ставший парком флоры и фауны. Основной лейтмотив спектакля — мечта, на пути к которой есть место и для улыбок, и для грусти.
Узнать подробнее о спектакле →
4. В театре можно фантазировать
Ещё один необычный формат — действо, в котором без воображения просто не обойтись. Например, постановки в полной темноте.
В таких спектаклях всё строится на звуках, голосах актёров, запахах и, главное, на эмоциях и ощущениях зрителей.
Да, сюжет конечно же присутствует. Но воображение рисует каждому собственные картины и образы, через которые воспринимается происходящее.
Демон (Проект "Концерты в темноте", Москва)
Это история о том, как "печальный Демон, дух изгнанья" полюбил юную княжну Тамару. Прочувствовать её сердцем можно только с закрытыми глазами, ведь действие разворачивается в полной темноте.
Узнать подробнее о спектакле →
4 (Проект Ксении Пещик, Красноярск)
Необычная постановка по пьесе Мориса Метерлинка "Слепые". Этот спектакль нельзя увидеть, но можно ощутить, почувствовать, услышать. На протяжении всего действа зрители не снимают повязки с глаз, но это не мешает им двигаться вперёд и полностью погружаться в происходящее.
5. В театре можно играть самому
Иногда зрители не только наблюдают за актёрами и влияют на их действия, но и становятся полноправными участниками происходящего. Они играют собственные роли и вместе выстраивают сюжет. Насколько глубоко погружаться в события, каждый определяет сам.
Москва 2048 (2048.events, Москва)
Это и спектакль, и компьютерная игра, и постапокалиптический фильм. Каждый зритель имеет свою роль, и только от него зависит, что же получится в итоге. А актёры, которые "живут" в этой вселенной, будут помогать, противостоять, а иногда и просто наблюдать.
Узнать подробнее о спектакле →
Ностальгия ("Театр живого действия", Москва)
В центре сюжета — жизнь человека. Она складывается из приятных и плохих воспоминаний, радостей и разочарований, привязанностей и обид. Каждый зритель становится одним из знаковых людей в судьбе героя. Их слова и действия влияют на всё происходящее и создают историю одной жизни.
Узнать подробнее о спектакле →
Задержанный (Pop-up театр, Санкт-Петербург)
Создатели спектакля характеризуют его как "одновременно бар-хоппинг по улице Рубинштейна и следственный эксперимент по творчеству и биографии писателя Сергея Довлатова". Зрители отправляются в путь вместе с гидом-милиционером. На их пути пять баров, семь эпизодов из жизни подследственного и пять литров водки. Закуска прилагается.
Узнать подробнее о спектакле →
Questioning / Кто ты? ("Гоголь-центр", Москва / Pop-up театр, Санкт-Петербург)
В этом камерном спектакле-игре нет сцены и актёров. Всё тут выстраивается вокруг зрителей, которым для начала нужно ответить на вопросы анкеты. Причём рассуждать придётся о незнакомом человеке, который сидит напротив и анализирует тебя.
Этот спектакль — своеобразный эксперимент в первую очередь над собой. Он поможет заглянуть вглубь себя и понять, как каждого из нас воспринимают окружающие.
Узнать подробнее о спектакле в Москве → Узнать подробнее о спектакле в Санкт Петербурге →