1. Космические полёты
Жюль Верн много писал о космических путешествиях: этой теме посвящены романы "Из пушки на Луну", "Вокруг Луны" и "Гектор Сервадак". Он был первым из писателей, кто попытался научно обосновать такие полёты.
В одной из этих книг герои попадают в космос с помощью гигантской пушки, которая забрасывает экипаж на Луну. В "Гекторе Сервадаке" путешественники спасаются с кометы на специальном воздушном шаре (монгольфьере) и на нём же возвращаются на Землю. Сегодня эти технологии кажутся смешными, но Верн предугадал сам факт освоения космоса и вдохновил следующие поколения учёных.
2. Широкое применение самолётов и вертолётов
Первый самолёт появился при жизни писателя, однако тогда он казался скорее экстравагантным приспособлением, а не ведущим транспортным средством будущего. Верн с этим не соглашался. Он описал предшественников сегодняшних самолётов и вертолётов в книгах "Робур-Завоеватель", "Властелин мира", "Необыкновенные приключения экспедиции Барсака". Его "Альбатрос" и "Грозный" похожи на обычные корабли, но поднимаются в воздух с помощью пропеллеров и электричества.
На носу и на корме "Альбатроса" на горизонтальных осях укреплены два четырёхлопастных гребных винта с большим шагом; эти винты могут вращаться в противоположных направлениях, двигая летательный аппарат вперёд или назад в горизонтальной плоскости. Их диаметр больше, чем диаметр подъёмных винтов, и они также могут вращаться с необыкновенной быстротой.
Кроме того, Верн предсказал широкое использование алюминия в аэрокосмической индустрии. В XIX веке этот материал был очень дорогим, и мысль о машинах из него воспринималось современниками как абсурд.
3. Быстрые подводные суда
Подводное кораблестроение появилось задолго до Верна, но именно он предсказал развитие этого вида техники. В его время подводные лодки могли опускаться совсем неглубоко и двигались очень медленно. "Наутилус" капитана Немо, описанный в романе "Двадцать тысяч лье под водой", превосходил их по всем параметрам. Даже сегодня некоторые его технические характеристики остаются фантастическими.
Но общие тенденции Верн предугадал. Автономные подводные лодки, способные на долгие путешествия, изучение морских глубин, поход к полюсу подо льдами — всё это стало реальностью.
4. Облик современного города
В начале 1860-х Верн создал антиутопию о жизни Парижа в XX веке. Он описал мир, в котором общество в первую очередь ценит технологии и коммерцию. Люди живут и работают в небоскрёбах, ездят на машинах и скоростных поездах. В городе появились огромные магазины. Улицы по ночам освещены ярким светом, а преступников казнят с помощью электрического разряда.
При жизни Верна издатели не приняли "Париж в XX веке", посчитав произведение слишком мрачным и нереалистичным. Книгу напечатали только в 1994 году — после того, как рукопись обнаружил праправнук писателя.
Более оптимистичный взгляд на будущее описан в рассказе "Один день американского журналиста в 2889 году". В нём герои используют возобновляемые источники энергии, общаются друг с другом на расстоянии и заказывают готовую еду на дом.
Как и все состоятельные люди нашего времени, Беннет, отказавшись от домашней кухни, стал абонентом солидного общества "Питание на дому". По сложной сети пневматических труб общество доставляет клиентам множество самых разнообразных блюд. Система обходится, разумеется, недёшево, но зато еда отменная, а главное, можно избавиться от невыносимой породы домашних поваров и поварих.
5. Компьютеры, факс и интернет
В романе "Париж в XX веке" Верна есть сложные вычислительные машины, работающие от электричества. Они выполняют различные операции в банках и способны передавать друг другу информацию на огромные расстояния. Это стало прообразом компьютеров и интернета. Другие описанные им машины ("фотографическая телеграфия") — предшественники факса.
Машины действительно походили на огромные фортепьяно; нажимая на кнопки клавиатуры, можно было немедленно посчитать суммы, остатки, произведения, коэффициенты, пропорции, амортизацию и сложные проценты за какие угодно сроки и по любым мыслимым ставкам.
Электрический телеграф должен был бы существенно уменьшить объём переписки, ибо последние усовершенствования позволяли отправителю уже напрямую общаться с получателем; таким образом секрет переписки сохранялся, и самые крупные сделки могли совершаться на расстоянии.
6. Видеосвязь
В рассказе "Один день американского журналиста в 2889 году" Верн описал штуку под названием фонотелефот. С его помощью можно видеть собеседника на экране и разговаривать с человеком, где бы он ни находился.
Телефон, дополненный телефотом, — ещё одно завоевание нашего века! Если передача голоса посредством электрического тока существует уже давно, то передача изображения — открытие самого последнего времени. Ценное изобретение, за которое Фрэнсис Беннет, лицезрея жену в зеркале фонотелефота, благословлял учёного.
7. Голография
В романе Верна "Замок в Карпатах" упоминается статичное изображение в пространстве, неотличимое от реального человека. В книге герой видит голографический образ покойной возлюбленной, принимает его за реальность и попадает в ловушку. Позднее становится известно, что это хитроумное изобретение учёного.
При помощи зеркал, наклонённых под точно рассчитанным углом, и мощного источника света, освещавшего портрет, возникало "живое" изображение Стиллы во всём блеске её красоты.
В действительности голография появились только спустя 55 лет — в 1947 году, а развиваться стала после изобретения лазера в 1960-м.
8. Оружие массового уничтожения
В романе "Пятьсот миллионов бегумы" один из героев создаёт прообраз химического оружия. В снарядах его гигантской пушки находится сжиженный углекислый газ, который при испарении резко понижает температуру. С помощью оружия персонаж собирается напасть на город своего врага. Как предполагается, "всякое живое существо, находящееся в пределах тридцати метров от места взрыва, должно неминуемо погибнуть от этой леденящей температуры и от удушья".
А в "Париже в XX веке" упоминаются системы вооружения, которыми можно управлять на расстоянии. Во вселенной Верна оружие стало настолько разрушительным, что все страны отказались от ведения войн. Хотя последнего не произошло, многое из описанного уже стало реальностью.