Откуда пришла идея ставить диагноз по аватарке
Мем «диагноз по юзерпику» появился во времена расцвета Живого Журнала — «Живой Журнал». В основном использовался в иронической форме, когда пользователь в споре начинал приводить сомнительные аргументы. Например, он обвинял собеседника в сексуальных отклонениях, если у него на аватарке было изображение из аниме.
Но эта фраза использовалась гораздо шире. О человеке пытались делать выводы, скажем, по количеству знаков препинания и смайликов (неуравновешенность) или количеству употребленных местоимений «я» (нарциссизм), а то и предсказывали на основании этого психические расстройства.
В любом случае, мем «диагноз по юзерпику» всегда использовался с иронией и всячески обыгрывался в шутках. Например, в разных формах была обложка фейковой книги "Диванная психология. Учимся определять ориентацию, детские комплексы и IQ оппонента по его аватарке" из серии " Пытаюсь казаться умнее».
Социальные сети несколько изменили присутствие людей в Интернете. Раньше ЖЖ, чаты и форумы предполагали некоторую, если не полную, анонимность, чтобы человек мог подать себя так, как он хочет. В соцсети большинство заходит под своим именем и добавляет в друзья реальных знакомых, поэтому врать становится сложнее. Можно приукрасить реальность, но если ты механик из Твери, не так-то просто показаться долларовым миллионером из Лос-Анджелеса.
Кроме того, люди в целом стали сообщать больше личной информации о себе. Из среднестатистического профиля в социальной сети можно узнать о личной жизни, увлечениях, местах работы и многом-многом другом. А потому тема, ранее ироничная, стала серьезной: можно ли делать далеко идущие выводы о психологическом состоянии человека по данным, которые он транслирует в Сети, и насколько они достоверны.
Что об этом говорят исследования
Социальные сети — массовое явление, и поэтому ученые начали исследовать вопрос. Например, в одной научной статье авторы утверждают, что парные фото ставят на аватарку люди, которые довольны отношениями. Они часто публикуют контент, связанный с их личной жизнью. Другое исследование говорит, что это не совсем так: люди, чья самооценка зависит от отношений, чаще публикуют романтическую информацию.
Ученые из Гарварда выяснили, можно ли определить депрессию по профилю в Instagram*. С помощью нейросети они исследовали, когда и с какой периодичностью люди публиковали посты, сколько людей на снимке, какие цвета преобладают и так далее. Фотографии, опубликованные депрессивными людьми, были менее яркими, с преобладанием синего, серого и черного. При этом такие пользователи реже пользовались фильтрами, а посты публиковались чаще. А вот эмоции на фото: грустный человек или веселый оказались вполне показательными.
Также были проведены эксперименты с оценкой на основе профиля в Facebook* черт личности из большой пятерки: экстраверсия, покладистость, добросовестность, открытость опыту и невротизм. Нейросеть в целом показала себя в этом плане хорошо и дала достаточно точные характеристики.
Однако пока все это осторожные исследования, одна из целей которых — выяснить, разумно ли вообще оценивать человека с помощью социальных сетей.
Можно ли поставить "диагноз" по профилю в социальной сети
Человек — это не нейронная сеть. Он медленнее пополняет базу данных, а также у него есть эмоции. Поэтому, глядя на чей-то профиль в социальной сети, мы можем составить впечатление только об авторе страницы. Причем это впечатление будет во многом зависеть от личных качеств и состояния зрителя.
В некоторых случаях можно примерно составить мнение о человеке, и то с большой оговоркой. В Сети очень много людей, которые стремятся казаться не теми, кто они есть на самом деле. Поэтому выводы о таких личностях могут оказаться неверными и даже противоположными действительности.
По мнению Андрея Смирнова, любой человек многогранен, в нем могут присутствовать условные субличности, что не является отклонением. Возможно, в Интернете он играет какую-то роль или хочет эпатировать общественность. Но в любом случае социальные сети не дадут объективного представления о личности человека.
Аналогичного мнения придерживается и психолог Дмитрий Соболев. Он считает, что по наполнению социальной сети мы можем только догадываться, в каком направлении думает человек, какие эмоции он склонен испытывать и, соответственно, как он ведет себя в обществе.
Но утверждать, что у человека расстройство личности на этом основании, нельзя. Это так же неправильно, как если бы мы пришли в гости, мы видим там человека, который скрестил руки и ноги, кладет голову на плечи и, начитавшись разного, решаем, что это замкнутый, асоциальный человек и он явно что-то скрывает. Ошибка. Может ему просто холодно или ему удобно. Маркировка неправильная и непродуктивная.
Судебный психолог Олег Долгицкий отмечает, что если человек не является экспертом, то он не сможет выявить симптомы, которые будут иметь клиническое значение.
Насторожить могут только крайние формы девиации, такие как насилие над животными и людьми, пиромания, членовредительство, сексуальные девиации. Но даже это не всегда является признаком выраженного расстройства.
По словам Олега Долгицкого, если предположить, что у кого-то могут быть проблемы, достаточно уточнить у самого человека, спросить, не беспокоит ли его что-то: «Если ответ отрицательный, есть нет смысла помогать».