На уроках детям могут рассказать о выделении темы, составлении плана, соблюдении композиции и так далее. Однако учителя ничего не скажут о самом главном — о том, как создать текст, обладающий художественной ценностью. Многие же сложившиеся стихийно методики по совершенствованию таких навыков и вовсе неэффективны. Так, например, в одном исследовании говорится, что исправления и примечания, которые оставляет учитель в сочинении при проверке, не достигают своей цели, учащиеся чаще всего просто игнорируют их.
Однако это не значит, что родители и учителя бессильны. На формирование писательских навыков влияют разные факторы, помня о которых вы вполне сможете помочь ребёнку найти свой творческий почерк.
1. Интерес
Это залог успеха не только в написании сочинений, но и в любой другой сфере деятельности. Если человек заинтересован в том, что он делает, навык придёт сам собой. Речь идёт не о меркантильном интересе, сам процесс деятельности должен расцениваться человеком как значимый и увлекательный.
Это подразумевает воспитание у ребёнка определённой системы ценностей, в которой творчество, самовыражение, интеллектуальный труд занимают главенствующие позиции.
Сочинение — это не просто изложение мыслей. Это результат творческой активности.
У ребёнка должен быть воспитан пиетет перед писательским искусством, великие литераторы должны быть для него образцами, заслуживающими уважения. И самое главное — он должен понимать, почему они заслуживают уважение. То есть он должен осознавать эстетическую ценность литературы, красоту языка.
Например, в исследованиях утверждается, что важно показать учащемуся, что одно длинное предложение звучит красивее нескольких коротких. Необходимо научить его комбинировать предложения, рассказать, какими средствами это может быть достигнуто. То же самое касается и других художественных аспектов языка.
2. Уважение к литературе
Для этого ребёнок, безусловно, должен читать. Но это не значит, что его нужно заставлять проглатывать всю школьную программу — так зачастую достигается только обратная цель. Многие ошибочно полагают, что чем больше человек читает, тем лучше он будет писать. Это вовсе не так. Даже с точки зрения обогащения словарного запаса: чтобы новые слова вошли в активный лексикон, их нужно регулярно использовать. Для обогащения активного лексикона намного эффективнее методика с предоставлением списка новых слов и заданием использовать их в сочинении.
Литература не должна читаться "потому что задали". Школьная программа рассчитана скорее на количественное потребление трудов классиков, а не на их качественное изучение.
Чтобы у человека появился интерес и понимание художественной ценности произведения, он не должен испытывать давление извне.
Намного эффективней был бы индивидуальный подход: выяснить, какой жанр нравится ребёнку, и делать упор в этом направлении. Если, например, ему нравится фантастика, а на уроках проходят Пушкина, к которому у него совсем душа не лежит, правильней было бы открывать ему литературный мир исходя из его интересов. Например, предлагая ребёнку классику научной фантастики вроде Гибсона или Лема, обсуждая проблематику, которая заложена в этих книгах, позволяя ему самостоятельно высказаться и подискутировать на интересные для него темы.
3. Мотивация размышлять
Это не значит, что про школьную программу нужно забыть: к ней также можно возбудить определённый интерес с помощью преподавательских методик. У нас в школе все безумно любили литературу, потому что учитель всегда вела уроки не обращаясь к учебникам. Одному произведению она могла уделить чуть ли не целую четверть. Но зато разбирала его так, что в процесс обсуждения был вовлечён каждый. Она высказывала точку зрения, которая шла вразрез с критическими "стандартами" и провоцировала нас на дискуссию.
Так, "Тома Сойера" нам приходилось читать как историю о взбалмошном хулигане, а роман "Анна Каренина" повествовал об истеричной девчонке, нуждавшейся в психологической помощи. Домашние задания были соответственными: "Вы считаете, Андрей Болконский — духовно сложная личность, а не пресыщенный радостями аристократической жизни дармоед? Тогда читайте такую-то главу и попробуйте найти хоть какие-нибудь доказательства своей точки зрения. И не надо мне читать абзац про небо: небо мы все видели и знаем, какое оно". Она высказывалась резко и безапелляционно, совсем не "по-школьному", но именно поэтому нам хотелось читать и раздумывать над прочитанным. Родитель сам может устроить подобную подготовку к урокам.
Есть стандартные шаги при написании сочинения:
- выделение темы;
- составление плана;
- написание вступления с презентацией темы;
- написание основной части сочинения;
- заключение с выводами.
Это вполне логичная структура работы над любым сочинением, которая, по сути, отражает правильное и последовательное мышление. И учить ей надо, однако не от неё нужно отталкиваться. Заставляя ребёнка подражать сухим образцам, обуздывая его творческую энергию, заставляя его играть по чужим правилам, вы вряд ли сможете пробудить в нём интерес.
Эффективнее будет, если он получит полную свободу самовыражения и возможность высказаться на интересующую его тему без ограничений. А в процессе написания сочинения вы можете корректировать его или давать советы, как лучше организовать текст. Ребёнок освоит структуру, но сделает это на собственном опыте.
4. Подражание взрослым
В исследованиях утверждается, что полный мониторинг процесса написания сочинения, помощь учащемуся в режиме реального времени дадут лучшие результаты, чем распространённая методика — оставить ученика наедине с бумагой, а затем в готовый результат внести правки.
Вы хотите научить ребёнка мыслить и говорить как взрослый. Поверьте, он тоже хочет этому научиться.
Но чтобы это произошло, ваше мышление должно постоянно соприкасаться с его собственным.
Зачастую люди сначала идентифицируют себя с некоторым образом, а лишь после этого обретают его качества. Так, закончив с отличием художественную школу, человек думает: "Я талантливый художник". И лишь потом, через много лет практики, его картины начнут соответствовать званию, которым он одарил себя в молодости.
Каждый ребёнок хочет быть взрослым. И если вам удастся внушить ему, что быть взрослым — значит уметь нетривиально мыслить и красиво излагать свой ход мыслей, то и проявлять свою взрослость он начнёт соответствующим образом. Чтобы это могло произойти, сочинения изначально должны писаться вами вместе.
5. Постоянная практика
В общем-то, для того, чтобы научиться связно излагать свои мысли, достаточно одного этого пункта. Если человек что-то делает постоянно, у него это получается всё лучше и лучше. Даже при полном нежелании писать, но при жёстком надзоре за выполнением домашнего задания и благодаря постоянной практике ребёнок сможет справляться с сочинениями и получать хорошие оценки.
Только каковы смысл и цена такого подхода? Большинство людей, имевших в школе тройку по химии, наверняка ни разу в жизни не пожурили себя за детское разгильдяйство. Потому что не пригодилась бы им эта химия в любом случае.
Школьная оценка вовсе не является показателем жизненного успеха. Ни в коем случае не внушайте ребёнку обратное, иначе и в будущем он будет стремиться к искусственным, созданным кем-то другим целям, так и не найдя своей собственной творческой энергии.