История

Философский термин "априори", занимающий важное место в теории познания, встречался в трудах Аристотеля. Древнегреческий философ разделял априорное и противоположное ему апостериорное познание. Первое — познание вещей из их причин, то есть предпосылок, а второе — познание причины из её действия.

Немецкий философ Готфрид Лейбниц в XVII веке немного изменил смысл термина: он приравнивал априорное познание к умозрительному и самоочевидному и предполагал, что оно должно происходить из "вечных истин". Иммануил Кант в XVIII веке считал априорными те знания, которые не зависят от любого опыта в целом, а не только от какого-то конкретного. Это всеобщие необходимые знания, которые формируются внеопытным образом.

В русский язык слово попало из немецкого языка (а в него пришло как раз из латинского) в первой половине XIX века. За время существования оно не раз меняло своё значение, а сейчас часто употребляется со смыслом "само собой разумеется", "заведомо известно" или "заранее", что с точки зрения философии не очень верно.

Примеры употребления

  • — Когда пища — часть культуры, в которой мы выросли, мы склонны априори принимать её, даже не замечая, какой вред она нам несёт. Дарин Олиен, "Энергия в тарелке. Пять источников суперсилы".
  • — Разве "априори" означает именно это? — Да чёрт его знает, мне просто нравится, как звучат латинские слова. Ю Несбё, "Снеговик".
  • — Но инфляция — это нечто ещё более тонкое. Инфляция — это полностью бессознательное, предполагаемое как априори убеждение, которое разделяют почти все, убеждение в том, что такой вещи как автономная психика превыше эго не существует. Эдвард Эдингер, "Навстречу Эону".