Кто и как живёт в Антарктиде и какие законы там действуют

Антарктида — это уникальный континент, покрывающий около 20% Южного полушария Земли. На этом материке нет коренного и постоянно проживающего населения. Единственные его обитатели, кроме животных, — это учёные и вспомогательный персонал полярных станций из десятков стран, проводящие здесь длительные командировки. Число людей варьируется от 1 000 зимой до 5 000 летом.

На разные части континента претендуют семь стран: Новая Зеландия, Австралия, Франция, Норвегия, Великобритания, Чили и Аргентина. Тем не менее по договору об Антарктике, вступившему в силу в 1961 году, это территория не принадлежит какому-либо государству, она свободна от политики и ядерного оружия и все страны мира имеют право основывать на ней исследовательские базы.

Там нет полиции, нет судов и тюрем, но изредка находятся нарушители порядка. Согласно международному договору, на преступников, совершивших злодеяние в Антарктиде, распространяется правоприменительная практика их страны. Соответственно, судят их на родине.

Есть и исключения. Например, мелкие инциденты на американской станции "Мак-Мердо" полярники разбирают сами. Так, руководитель этой станции имеет статус специального заместителя маршала США и может арестовывать, задерживать и обыскивать подозреваемых. Это соотносится с законом 1984 года, согласно которому граждане Соединённых Штатов отвечают за свои преступления по американским законам, независимо от места происшествия.

"Мак-Мердо" — крупнейшая станция Антарктики, находящаяся в южной части острова Росса и способная принять до 1 250 жителей. Это целый небольшой город, состоящий из 80 зданий: исследовательских центров, общежитий, пожарной части и магазинов. Здесь же располагается единственный банкомат на всём континенте.

Какие преступления случаются в Антарктиде и в чём их причины

Ко многим станциям можно добраться по морю только летом. Авиасообщение же значительно зависит от погоды. Замкнутое пространство, ограниченность в общении, длительная монотонная работа, суровый климат и долгие полярные дни и ночи — всё это делает жизнь на станции тяжёлой.

Длительное пребывание в изоляции может привести к истерии. Существует даже специальный термин — "экспедиционное бешенство". А чрезвычайно долгое нахождение вместе с одними и теми же людьми приводит к тому, что конфликты обостряются: любая мелочь становится поводом для агрессии.

Агрессия же, в свою очередь, порождает нарушения закона: от относительно безобидных проникновений в заповедные зоны до покушений на убийство.

А вот кражи в Антарктиде крайне редки, так как полярники не берут с собой много денег и ценных вещей — в экспедиции они особо и не нужны.

Изоляция и скука, постоянное общение с одними и теми же людьми толкают исследователей на злоупотребление алкоголем, который, кстати, ввозится на станции вполне легально. Горячая смесь этих факторов часто становится причиной преступлений на самом холодном континенте.

Физическое насилие

Агрессия, вызванная стрессом длительных экспедиций, может принимать весьма опасные формы. Так, в 50-х годах прошлого века на австралийской станции "Моусон" полярники были вынуждены запереть на складе одного из членов экспедиции. Он был так агрессивен, что подпускал к себе только врача.

В 1996 году на станции "Мак-Мердо" произошла драка между поварами, один из которых пустил в дело молоток и ранил двух других работников кухни. Тогда впервые в Антарктику приехали представители ФБР. До их прибытия агрессивный повар сидел взаперти в своей комнате. Впрочем, бежать ему, как и другим антарктическим преступникам, было, в общем-то, некуда. Нарушителя порядка отправили в Штаты, где он получил четыре года заключения.

Четырьмя годами позже, в 2000-м, произошёл таинственный инцидент, который, возможно, стал первым и единственным случаем убийства в истории самого южного континента. Тогда на американской станции "Амундсен — Скотт" умер австралийский полярник Родни Маркс. Так как постоянной связи с "большой землёй" не было, его тело несколько месяцев пролежало в холодильнике. Впоследствии расследование установило, что смерть Маркса наступила от отравления метанолом. Был ли это несчастный случай, суицид или убийство и как произошла интоксикация, до сих пор неизвестно.

Часто конфликты возникают из-за злоупотребления алкоголем и наркотиками. Алкоголизм вообще довольно серьёзная проблема станций в Антарктиде.

Так, в 2009 году пьяный сотрудник южнокорейской антарктической станции "Король Седжон" набросился с кулаками на повара и кидался в него стульями.

А совсем недавно, в октябре 2018-го, на российской исследовательской станции "Беллинсгаузен" инженер-электрик Сергей Савицкий во время пьяной перебранки несколько раз ударил ножом сварщика Олега Белогузова. Обошлось без серьёзных последствий: Белогузова быстро доставили в больницу в Чили. По одной версии, Савицкий напал на Белогузова потому, что тот спойлерил ему концовки недочитанных книг; по другой — из-за насмешек.

При этом "Беллинсгаузен" не такое уж изолированное место. Находится эта станция на берегу, далеко от холодного центра континента, а рядом с российскими полярниками живут их коллеги из Чили, Китая, Кореи и Аргентины. В 2013 году здесь даже выступала группа Metallica. Температура же, не опускающаяся ниже −7 °С, и вовсе "курортная" — по сравнению, например, с условиями на станции "Восток", где в 1983 году зарегистрированы рекордные −89,2 °C.

Поджоги

С алкоголем связан и один из известных случаев поджога в Антарктике.

В 1981 году пьяный полярник во время зимовки поджёг здание часовни на станции "Мак-Мердо". Пожар удалось быстро потушить. На следующий день поджигатель сам признался, что сделал это для того, чтобы быстрее вернуться домой. Его желание сбылось, но на родине его ждала скамья подсудимых.

Похожий, но уже не связанный со спиртным случай произошёл на аргентинской станции "Альмиранте Браун", начальник которой сжёг оборудование, после того как получил распоряжение остаться на зиму. Персонал спасло американское судно Hero.

Сексуальные домогательства

В 2016 году доктор Калифорнийского университета Джейн Уилленбринг обвинила профессора Бостонского университета Дэвида Маршанта в домогательствах. По её словам, знаменитый геолог, именем которого назван огромный ледник, приставал к ней в полевой экспедиции 1999–2000 годов. Он несколько раз сталкивал Джейн Уилленбринг с крутого склона, кидался камнями, издевался, оскорблял и предлагал ей заняться сексом со своим братом (тот тоже был в команде исследователей).

Согласно опросам, в полевых экспедициях больше 60% женщин подвергаются сексуальным домогательствам.

22-летняя Уилленбринг тогда впервые отправилась в Антарктиду в качестве аспирантки. В команде из четырёх человек она была единственной женщиной. Её слова подтвердили другие бывшие аспирантки Маршанта, Дебора Доу и Хиллари Талли, сообщив о похожих инцидентах. Профессор был уволен, ему отказали в награде от Геологического общества Америки, а ледник, названный в его честь, был переименован в Мататауа.

Насилие над животными и нарушение заповедных зон

Сегодня в Антарктике запрещена охота на диких животных. Хотя ещё в середине прошлого века это считалось нормальным, ведь поставки продуктов были очень редки и иногда тюлени, бакланы и пингвины становились единственным источником пропитания.

Тем не менее известны случаи насилия над животными Антарктики, никак не связанные даже с охотой. Так, китайских строителей уличили в том, что они били чаек-поморников палками, гонялись за пингвинами по скалам и устраивали заезды на мотоциклах в экологически уязвимых зонах.