Милтон Глейзер — графический дизайнер, известный прежде всего своими логотипами NY и Brooklyn Brewery. Также он является одним из основателей журнала New York Magazine.
Вы можете работать только на тех людей, которые вам нравятся
Много времени потребовалось мне, чтобы прийти к этому любопытному умозаключению. До этого я мыслил абсолютно противоположно — считал, что профессионализм обязывает очень прохладно относиться к клиентам, держать дистанцию, т.е., например, не обедать с ними по-дружески, и не общаться на отвлечённые темы. И вот недавно я понял, что верно-то совсем обратное. Я осознал, что всю работу, которая оказалась в итоге самой заметной и значительной, я сделал для тех клиентов, с которыми у меня были тёплые отношения. Я не говорю о профессионализме, я говорю о любви. Вы с вашим клиентом должны иметь что-то общее, точки соприкосновения, то, что объединяет вас, иначе работа на него — мучительная и безнадёжная борьба.
Если у вас есть выбор, никогда не нанимайтесь на работу
Как-то поздно вечером я сидел в машине напротив Колумбийского Университета, ждал свою жену (она изучала там антропологию). Слушал интервью по радио. И вот ведущий задаёт вопрос: "Вам исполнилось уже 75 лет, есть у вас совет для нашей аудитории, как подготовиться к старости?" Раздражённый голос ответил: "И почему все меня теперь спрашивают о старости?!" Я узнал голос Джона Кейджа, композитора и философа, который оказал серьезное влияние на развитие музыки и на становление таких людей, как Джаспер Джонс и Мерс Каннингем. Я немного знал Кейджа и восхищался его вкладом в современность.
И вот он отвечает: "Хотя, знаете, я дам совет, как подготовиться к старости. Никогда не нанимайтесь на работу. Потому что тогда кто-нибудь в один прекрасный день сможет вас уволить. И вот вы не готовы к старости. Что касается меня, то ничего не меняется с тех пор, как мне стукнуло 12. Каждый день я просыпался и думал, как мне заработать на кусок хлеба сегодня. А сегодня утром я проснулся и подумал о том же. Я прекрасно подготовлен к старости."
Избегайте "энергетических вампиров"
Это такое продолжение первого пункта, кстати. В 60х годах был такой известный психиатр Фриц Пёрлз, основоположник гештальттерапии. Один из её принципов заключается в том, что вы должны осознать "целое", прежде чем поймёте детали. Всё оказывает влияние на человека: семья, среда в которой он находится в настоящий момент, люди, с которыми он общается, и т.д., и т.д. Пёрлз предположил, что в отношениях люди выступают в роли энергетических вампиров или энергетических доноров. Кстати, один и то же человек в каких-то отношениях может быть донором, а в каких-то — вампиром. Так вот с вампирами нужно сократить общение до минимума. Есть тест на определение, кем для вас приходится конкретный человек. Он очень простой. Вот вы провели некоторое время с этим человеком: поужинали, прогулялись или поиграли в теннис. Вы чувствуете себя энергичным, в приподнятом состоянии духа? Или, наоборот, вы чувствуете себя вялым и уставшим? Если второе, значит за счет вас "наелся энергии" ваш знакомый.
Когда профессионализм не нужен или Хорошее становится врагом великого
В начале карьеры я, конечно, хотел стать профессионалом. Это было моё самое большое стремление, потому что профессионалы они же всё знают, не говоря уж о том, какие хорошие деньги они получают. Однако, поработав некоторое время, я понял, что профессионализм — это ограничение. По сути ведь профессионализм — это минимизация рисков. У вас сломался автомобиль — вы едете к механику-профессионалу, потому что он быстро определит проблему и он знает, как её решить. Если вам предстоит операция на головном мозге, вы вряд ли доверите свою голову хирургу, который валяет дурака, не сделал толком ни одной операции, зато изобрёл какой-то новый метод соединения нервных окончаний. Нет, будьте любезны, пусть операцию сделают старым способом, те врачи, которые уже выполнили сотню таких. Но в нашей области, так называемой творческой (я не люблю это слово, потому что им стали злоупотреблять в последнее время), профессионализма недостаточно. Нельзя минимизировать риски и идти по проторенному пути. Суть творчества (ну вот, опять это слово) заключается в том, чтобы раз за разом делать ошибки. А суть профессионализма в том, чтобы не совершать ошибки, которые могут привести к неудаче, в то время как нужно повторить успех. Итак, профессионализм — цель очень ограниченная.
Меньше — не всегда лучше
Будучи ребёнком эпохи модернизма, я всё время слышал это, как мантру: "Чем меньше — тем лучше". Но как-то утром я проснулся и понял, что это полная ерунда, абсурд и бессмыслица. Звучит эта фраза, конечно, здорово, потому что содержит в себе интересный парадокс. Но если взглянуть на мир вокруг, то фраза эта ну никак не применима. Посмотрите на персидский ковер, представляющий собой буйство цветов и узоров, каждый из которых прекрасен. Разве можно отнести к нему эту фразу? Что, однотонный ковер, допустим, синий, был бы красивее? А персидские миниатюры или архитектурные шедевры Гауди? Всё это прекрасно, но никак не соответствует фразе: "Чем меньше — тем лучше". У меня есть альтернативное предложение — "Лучше, когда достаточно".
Продолжение следует…