Как-то раз мне на глаза попалась статья о чемпионате мира по памяти. Его участники соревнуются в запоминании исторических дат, цифр, лиц, имён, последовательностей. "Наверное, они гении", — подумала я.
Но оказалось — нет. Многие из них говорили, что сами не подозревали о способностях своего мозга. Просто в какой-то момент они начали изучать мнемотехнику и увлеклись.
Для меня это стало вызовом. И хотя в чемпионате мира по памяти я пока не поучаствовала, выиграть 2 000 рублей мне всё-таки удалось. Но обо всём по порядку.
Почему я решила прокачивать память
Моя память никогда не отличалась остротой. Помню, к нам в школу пришло телевидение, чтобы снимать сюжет о том, как я выиграла олимпиаду по литературе. Интервьюер спросил меня: "Кто твой любимый поэт?" — "Бродский", — не задумываясь, ответила я. "А можешь процитировать какое-нибудь его стихотворение?"
И тут я осознала, что ничего не помню. Стало неловко.
А шесть лет спустя моя память стала ещё хуже. Я забывала про рабочие встречи, путалась в станциях метро, хотя преодолевала один и тот же маршрут множество раз, не запоминала сюжеты прочитанных книг.
В 21 год мне диагностировали тревожное расстройство. Оказалось, что оно сильно связано с ухудшением памяти. Это замотивировало разобраться с проблемой, а заодно — и со стрессом, который тогда был в моей жизни.
Кроме того, меня пугала наследственность. У прабабушки в 70 лет появились проблемы с памятью: вся её жизнь после 30 просто стёрлась. Это пугало. Я начала бояться деменции и болезни Альцгеймера.
Освоение же мнемотехники должно было предотвратить возрастные когнитивные нарушения. И я приступила к практике.
Как я осваивала мнемотехнику
Я просмотрела существующие курсы по мнемотехнике, поискала репетиторов, изучила приложения и книги. Последние стали для меня оптимальным вариантом. Прежде всего я искала в них практику.
Поэтому выбрала книгу "Помнить всё. Практическое руководство по развитию памяти" Артура Думчева — из всех она показалась мне наиболее простой, весёлой и полезной. Плюс ко всему, главы были собраны не по названиям методик, а по целям.
Самыми важными для меня стали параграфы о том, как запоминать новые слова, последовательности цифр и имена.
Как я запоминала новые слова
Артур Думчев уверяет, что чем больше у человека возникает ассоциаций с каким-то понятием, тем легче его запомнить. Поэтому я создала на телефоне заметку, в которую записывала новые для меня слова. А затем делала следующее:
- Смотрела определение слова.
- Разбивала его на составляющие.
- Если запомнить было сложно, то придумывала предложение и связывала в нём нужное слово с тем, что подходит по звучанию.
Например, прилагательное "инфернальный" — адский, сатанинский, потусторонний. Его легко разбить на составляющие и выделить корень — "инферн". Из "Божественной комедии" я знала, что инферно — это ад. Значит, "инфернальный" — это нечто, относящееся к этому месту.
Если проделать подобное с каким-то словом было сложно, я переходила к третьему пункту алгоритма — придумывала предложение и связывала нужный термин с подходящим по звучанию.
Пример: в книге Артур Думчев рассказывает, как запомнить слово "коллизия" — столкновение. Он пишет о том, что по звучанию оно похоже на "Колизей". В числе ассоциаций с ним всплывают гладиаторские бои, а любой бой — это стычка, столкновение противников, то есть коллизия.
Как я запоминала списки
Для запоминания списков нужно было использовать метод мест, или метод Цицерона. Его суть в том, чтобы мысленно расставить объекты перечня в знакомом пространстве.
Попробуйте вспомнить, чем вы занимались вчера. […] Заметьте, что практически всё, что вы вспомнили […], вы вспомнили с привязкой к месту, в котором это происходило. Например: завтракали на кухне, познакомились с новым человеком в офисе, думали о выходных, находясь в автобусе.
Я училась осваивать эту технику на продуктовом списке. В день, когда я прочитала эту главу, мне нужно было купить:
- молоко,
- хлебцы,
- помидоры,
- огурцы,
- салат.
Думчев советовал придумать какую-то нестандартную историю, связанную с локациями в квартире. Она должна быть эмоциональной и образной.
У меня получилась такая: "Во входную дверь прорывается поток молока. Наводнение! Чтобы спастись, я в коридоре запрыгиваю на хлебец и использую его в качестве плота. Поток несёт меня в ванную, где лежат огромные огурец и помидор. Увидев меня, последний вскакивает и спешно прикрывается занавеской из листа салата".
Так, с помощью метода мест, я запомнила список из пяти продуктов, использовав при этом два помещения в своём доме: коридор и ванную. Этот способ показался мне очень классным!
Во-первых, потому, что мне понравилось придумывать истории. Во-вторых, он реально сработал!
Но чтобы использовать его эффективно, нужно соблюдать несколько важных условий:
- Помещение, в котором вы мысленно расставляете объекты, должно быть знакомым — например, это может быть ваша собственная квартира или родительский дом.
- Нельзя расставлять объекты из двух разных списков одновременно в одном и том же месте. Если в вашей воображаемой комнате уже размещены какие-то вещи, не стоит добавлять туда другие: так вы как бы "перезаписываете" сценарий и забываете, какая история была в самом начале.
- Нужно "идти" по дому последовательно. Не стоит перескакивать из одного места в другое, если они не связаны друг с другом в реальности. Также не нужно петлять, возвращаясь по несколько раз в одну и ту же комнату, — это может запутать.
Как я запоминала имена
Чтобы запомнить имя нового знакомого, важно также использовать ассоциации, утверждает Артур Думчев. Вот пример.
Я познакомилась с девочкой Леной Николаевой. С именем было просто — мою маму тоже зовут Лена. А фамилия вызвала у меня ассоциацию с Николаем Басковым. Затем я представила, как Лена с мамой и Николаем Басковым зажигают на "Голубом огоньке" в телевизоре. Образ сложился!
Другая задача — запомнить сразу нескольких людей, которые представляются тебе поочерёдно. Обычно в такой ситуации нет даже пары секунд, чтобы придумать яркие истории к именам каждого из них. В таком случае, советует Думчев, единственный вариант – брать первые попавшиеся ассоциации: Владимир – тёзка Путина, Анна – главная героиня "Анны Карениной", Настей также зовут подругу детства, а Алиной — племянницу.
Сложнее было с иностранными именами. Представьте задачку: запомнить, как зовут тайского режиссёра Апичатпонга Вирасетакула. Я решила её так: Апичатпонг — похоже на "отпечаток", Вирасетакул — на "и рассвет акул". Получилось "Отпечаток и рассвет акул".
Как я учила иностранные слова
Учить иностранные слова Думчев предлагает с помощью метода ассоциаций и метода мест. Так как незнакомых терминов встретится значительно больше, чем в родном языке, их нужно будет помещать в отдельную "библиотеку". Поэтому стратегия запоминания будет похожа на метод Цицерона, но вместо квартиры нужно выбрать площадку побольше — например, город.
Метод запоминания слов состоит в следующем. Мысленно разделим его [город] на части, чтобы потом использовать каждую для определённого типа слов. Например, северная часть города — для существительных, центральная — для глаголов, южная — для прилагательных. А для каждого нового языка будем подбирать новый город.
Я решила выбрать испанский. Какое-то время я жила с соседкой из Эль-Сальвадора. И к ближайшей встрече мне хотелось удивить её знанием языка — хотя бы базовым. В качестве города взяла Абакан, в котором родилась.
Когда я столкнулась со словом jardín (сад), то вспомнила про парк ландшафтного дизайна "Сады мечты". При этом само название рифмовалось с застывшей в мозгу рекламой кофе: "Jardin — и каждый день неповторим!". Я представила, как герои рекламы сидят на скамейке у фонтана и обсуждают этот напиток. Удачно совпало, что "Сады мечты" находились как раз в северной части города. Поэтому jardín я поместила именно туда.
Хотя в большинстве случаев придумывать какие-то сложные "костыли" не приходилось. Так как я уже знала английский, мне было легко запомнить многие испанские слова: teatro, hotel, banco и так далее.
Кроме того, помог лайфхак моей подруги — преподавательницы английского. Она советовала сначала заучить все приставки, артикли и суффиксы, чтобы иметь представление о словообразовании в языке. Это помогает расчленять слова и легче их запоминать.
Так, например, слово antibacteriano (антибактериальный) состоит из трёх важных частей: anti (приставка, обозначающая противодействие), bacteria (бактерия), ano (суффикс прилагательных). Тот же самый метод советует и Думчев.
Дело в том, что большинство популярных языков и практически все научные термины содержат латинские и греческие элементы. Знание этих двух языков значительно облегчило бы вам изучение других, но существует более приемлемый вариант — запомнить часто используемые корни и приставки. После этого множество терминов и иностранных слов станут понятны без дополнительного изучения.
При изучении станет очевидно, что многие приставки нам и так уже интуитивно понятны: анти-, а-, аэро-, ре-, транс- и так далее. И это действительно помогает понимать и запоминать многие слова.
Как я запоминала последовательности чисел
Тут было сложно! Основа стратегии — всё те же ассоциации. Нужно было подобрать образы людей и предметов на первые 100 чисел — от 00 до 99. Лучше, если они основаны на внешнем сходстве с цифрами или на каких-то событиях истории и личной жизни.
По этому принципу у меня, например, подобраны персоны и связанные с ними предметы: Дед Мороз и снег (0 — температура, при которой замерзает вода), Шумахер и автомобиль (Формула-1), Джеймс Бонд и классический костюм (007) и так далее.
Иногда ассоциация была связана прежде всего с предметом: молоко и Мэри Поппинс ("33 коровы" — песня, которую исполняли в фильме) или танк (Т–34) и Сталин (в годы правления которого эту машину начали выпускать серийно). А вот числа 04, 06, 15 — это дни рождения моих родственников, друзей и знакомых.
Легко было до того момента, пока в моём списке не остались числа вроде 53, 87, 93 — на них не ложились привычные культурные ассоциации, а личных с ними связано не было. И тут Артур Думчев посоветовал придерживаться другого подхода. Нужно было найти слова и словосочетания, в которых содержатся те же буквы, что и в начале названий чисел. Например: 27 (двадцать семь) — диск, 54 (пятьдесят четыре) — Печорин, 65 (шестьдесят пять) — шип.
Так число 53 (пятьдесят три) у меня превратилось в моего знакомого с фамилией Петрин, а 86 (восемьдесят шесть) стало вошью. Над некоторыми я думала очень долго — список удалось завершить только через три дня.
Вдобавок к парам цифр в книге прилагался список с ассоциациями для чисел от 0 до 9. Он был организован по визуальному сходству.
После этого началось самое интересное. Я упражнялась в запоминании телефонов моих знакомых. Возьмём номер 8 902 307 86 02. На пару 89 в самом начале можно было не обращать внимания, так как она в большинстве случаев постоянная. 02 — дядя Стёпа. 307 — нужно разделить на 3 и 07, получается "грудь" и "классический костюм".
Получается: дядя Стёпа с большой грудью надевает классический костюм. Дальше: 86 и 02. Вошь едет в полицейской машине.
Звучит смешно, но это действительно помогает запомнить длинные цепочки цифр. У каждой последовательности появляется какая-то своя история. Например, мой телефон — это историческая драма, СНИЛС — трагическая история о неразделённой любви, а номер банковской карты — хоррор с final girl.
Чего я добилась
По книге Думчева я работала с памятью около двух месяцев, и некоторые результаты меня действительно вдохновили. Один из них — выигранные в споре 2 000 рублей.
Когда мой друг узнал, что я осваиваю мнемотехнику, то отнёсся к этому с недоверием. Он предложил поставить деньги на то, что я не смогу запомнить 50 рандомных исторических дат за 10 минут. Я поколебалась, но согласилась. И хотя я запомнила лишь 47 дат, друг был поражён и сказал, что всё равно считает меня победительницей.
Для справки: мировой рекорд принадлежит Пратику Ядаву. В 2019 году на чемпионате Индии по памяти он запомнил 148 дат за 5 минут.
Но, разумеется, мнемотехника принесла мне не только 2 000 рублей, но и значительно улучшила память. Рассказываю, как именно.
Запомнила 20 телефонных номеров и другие комбинации
Теперь мне достаточно всего пары минут, чтобы зафиксировать в памяти новую последовательность чисел. Я помню около двадцати контактов, и у меня пропала боязнь "выключенного телефона". Я знаю, что даже если я буду в незнакомом городе без связи, то смогу позвонить своим знакомым.
Например, как-то поздно вечером я оказалась в незнакомом районе, где мы договорились встретиться с другом. Телефон выключился. Но мне не составило труда попросить у прохожего смартфон и набрать +7 985… Друг ответил и объяснил, как мне пройти к месту встречи.
Бонус: теперь я помню номера всех важных для меня документов и с удовольствием наблюдаю, как округляются глаза секретарей, когда я начинаю тараторить номер СНИЛС без подглядывания в бумажки.
Стала лучше запоминать имена
Причём иногда это получается бессознательно. Мне не приходится придумывать какие-то сложные истории для того, чтобы определить нового знакомого в нужную мемори-папку. Кроме того, мне стало легче вспоминать имена учёных, писателей и исследователей, если я хочу найти нужную мне цитату. До этого мне бы пришлось копаться в поисковике, личной переписке и книгах, чтобы вспомнить автора.
Овладела незнакомым языком на базовом уровне
После месячной испаноязычной тренировки я знала около 1 800 слов, чего было вполне достаточно, чтобы поддержать простой разговор о погоде, еде и настроении с моей соседкой из Эль-Сальвадора.
Обогатила словарный запас на 20 000 слов
Расширился и русскоязычный вокабуляр. Это я заметила и в работе: язык моих текстов стал интереснее и разнообразнее. Ради интереса я прошла тест на словарный запас до и после трёхмесячной практики заучивания новых слов. Оказалось, мой пассивный словарный запас вырос на 20 000 слов! Это ужасно вдохновило и вселило гордость за свои старания.
Перестала тратить бумагу на составление продуктовых списков
А ещё — память телефона. Но практика запоминания списков пригодилась не только в магазине. Мне стало легче запоминать свои рабочие таски, запланированные встречи и даты мероприятий, которые я хочу посетить.
Повысила уровень своей креативности
Это было приятной неожиданностью. Я не ставила перед собой такую задачу. Однако, как оказалось, мнемотехника помогает развивать креативное мышление. Артур Думчев объясняет, что это связано со способностью к визуализации — умением мыслить образами, которое прокачивается во время ассоциативных упражнений на память.
Например, я заметила, что во время мозгового штурма стала генерировать больше идей: всплывали неожиданные образы, неочевидные связи и факты, которые, казалось, я должна была забыть.
Так мой личный эксперимент по развитию памяти, начавшийся с наивного интереса, оказался чем-то большим: мнемотехника помогла мне не только научиться запоминать больше информации, но и смотреть на мир по-другому.