1 ноября стартовал новый стриминговый сервис от компании Apple. Платформа предлагает зрителю сразу несколько высокобюджетных проектов. Среди них постапокалиптичный сериал "Видеть".
По слухам, в каждый эпизод вложено порядка 15 миллионов долларов. Проект уже заранее продлён на второй сезон, за производство отвечает создатель "Острых козырьков" Стивен Найт, а исполнитель главной роли Джейсон Момоа утверждает, что по эпичности сериал сравним с "Игрой престолов".
Но после просмотра первых трёх серий возникает странное ощущение, что на новый сервис тайком пробрался проект с канала The CW или SyFy — в сюжете столько же нестыковок, ненужной мелодрамы и пафоса. Разве что снято значительно дороже. Но на одной только картинке такая история не держится.
Клишированный и дырявый сюжет
Действие разворачивается в постапокалиптичном будущем. После вспышки смертельного вируса на земле осталось менее двух миллионов человек. При этом все выжившие ослепли. Спустя поколения зрение уже считается мифом и ересью. Человечество деградировало до уровня средневековья, разве что высшие касты используют остатки старых технологий.
И вот в семье вождя небольшого племени Алкенни по имени Баба Восс (Джейсон Момоа) рождаются зрячие близнецы. Благодаря оставленному их настоящим отцом наследию они могут изучить утерянные науки и построить новый мир. Однако детей выслеживают охотники на ведьм, прислуживающие королеве. И потому им приходится скрывать свой дар.
Подобная завязка, конечно, напоминает множество сериалов близких жанров. Были и "Хроники Шаннары", и "Революция", и множество других историй, где человечество после глобальной катастрофы приходило в упадок и жило порядками прошлого. Но авторы "Видеть" разумно решили добавить в свой проект особенность, а именно потерю зрения.
Это позволяет придумать больше необычного визуала: люди теперь полагаются на остальные чувства, иначе передвигаются по незнакомым местам, по-другому воспринимают саму жизнь. Вот только такая задумка сразу разбивается об огромное количество проблем.
Бросается в глаза, что герои всё равно живут так, будто ориентируются на зрение. У всех неплохие причёски и аккуратные бороды, они носят украшения, а иногда и интересные наряды. Даже их жилища оформлены так, что в них удобнее именно зрячим.
И поэтому главный атрибут истории начинает разваливаться с первого же эпизода. Хоть большинство актёров и старается играть правдоподобно, ощущения глобальных перемен в жизни нет.
Не срабатывает и вторая важная часть, в связи с которой и пытались объявить этот проект новой "Игрой престолов", — масштабность. Авторы, конечно, пытаются добавить в сюжет интриг, но слишком часто уходят в простую мелодраму.
Есть некая королева Кейн (её прекрасно играет Сильвия Хукс), которую с отцом зрячих детей связывают очень странные отношения. Она вроде бы борется за власть, а вокруг неё плетут интриги. Есть жестокие охотники на ведьм, выискивающие семью Бабы Восса. Есть, в конце концов, сами близнецы, которые за три эпизода уже успевают вырасти.
Но все эти темы захватывают слишком поверхностно, вскользь объясняя глобальные события. Важна лишь линия главных героев, и именно это отличает "Видеть" от покорившей всех "Игры престолов": там сразу задавали несколько основных направлений, а потом постепенно сводили их друг с другом.
Здесь же за три серии королева буквально пару раз выходит из своего жилища, а в остальное время просто разговаривает и молится очень странным и непристойным способом. А тем временем сюжет охватывает аж 17 лет.
Поэтому на данный момент все, кроме Бабы Восса и его приёмных детей, выглядят исключительно фоновыми героями. И этого для масштабной саги на несколько сезонов недостаточно.
Красивая, но однообразная подача
Главное положительное отличие "Видеть" от дешёвых аналогов — более качественные съёмки. В первую очередь это касается природы: кадры с лесами, водопадами и бескрайними лугами выглядят завораживающе.
А к этому добавляют ещё одну интересную деталь, напоминая, что действие разворачивается в будущем. Повсюду виднеются остатки старой цивилизации: ржавые корпуса машин, шины, пластиковые бутылки в воде и прочий мусор из наших дней.
В сюжетной линии с королевой даже мелькнёт проигрыватель винила и остатки старой техники. И в этом плане упадок общества передан неплохо.
Но вот когда дело доходит до сюжетной части, однообразие планов начинает утомлять. Слишком много сцен снимают в одинаковых локациях. Да и большая часть действия — это просто разговоры на одни и те же темы. То есть пока что "Видеть", несмотря на уровень съёмок, кажется именно обычным сериалом, а не кинематографическим проектом.
Экшен есть лишь в паре сцен, и по большей части это сольные выходы Джейсона Момоа. Вот как раз его поклонники наверняка порадуются. В первом сражении участвует много героев, да и вообще оно поставлено довольно остроумно (как раз с учётом отсутствия зрения). А вот дальше битвы — это просто возможность для Момоа кричать, рычать, играть мускулами и проливать потоки крови.
Жестокости и откровенности в сериале достаточно. Но иногда это выглядит слишком уж нарочито. Как будто создатели цепляются за "взрослость" проекта, выражая её не сложными темами, а подобными сценами. Подача так и остаётся достаточно беззубой и неестественной: красивые позы во время убийства врагов снижают градус мрачности, превращая сражение в подобие танца.
Сериал подводит в первую очередь озвученная дороговизна и пафос. Если бы этот проект вышел на SyFy с менее известными актёрами и даже простыми спецэффектами, к нему можно было бы отнестись более снисходительно.
Но громко поданная эпическая сага оказалась простейшим фэнтези, совершенно не создающим ощущения реальности происходящего.
Возможно, проекту стоит дать шанс. Если первый сезон построен как цельная история, то кульминация ещё впереди. Но пока три эпизода, которые должны привлечь публику, выглядят посредственно и очень предсказуемо.