30 января в России выходит новый фильм режиссёра Греты Гервиг, основанный сразу на двух классических романах Луизы Мэй Олкотт — "Маленькие женщины" и "Хорошие жёны". В главных ролях снялись Сирша Ронан, Эмма Уотсон, Флоренс Пью, Элайза Сканлен, Тимоти Шаламе, Луи Гаррель, Лора Дерн и Мэрил Стрип.
Фильм охватывает несколько лет жизни четырёх сестёр Марч, живущих в Новой Англии во времена Гражданской войны в США.
Старшая Мэг (Эмма Уотсон), немного тщеславная красавица с золотым сердцем, открывает для себя радости и подводные камни семейной жизни. Своенравная Джо (Сирша Ронан) строит карьеру писательницы, самая младшая в семье Эми (Флоренс Пью) учится живописи и одновременно преодолевает серьёзный личностный и профессиональный кризис. Ну а добродушная Бет (Элайза Сканлен) просто старается радоваться каждому прожитому дню.
Красной нитью через повествование проходят тёплые отношения девочек с аристократичным Лори (Тимоти Шаламе), живущим по соседству.
Зрителям, незнакомым с литературным первоисточником, может показаться, что перед ними обычная костюмная драма из жизни позапрошлого века (хоть и весьма затейливо скроенная). Но тем, кто читал книгу, после первых же кадров станет ясно, какую огромную работу провели создатели, чтобы осовременить классический роман.
Грета Гервиг полностью лишает сюжет последовательной структуры и сочиняет собственную сложную хронологию.
Поэтому зрители следят одновременно за прошлым и настоящим. При этом всё пережитое пропитано ностальгией и показано сквозь чувственную золотистую дымку. А вот будущее маленьких женщин выглядит куда более приземлённым — на это намекает прохладная цветокоррекция. И распутать обрывистый хронологический клубок получится только ближе к финалу. Тем не менее конец всё равно заставит смотрящего сомневаться в том, так ли всё однозначно.
Однако режиссёр не ограничивается лишь сложной постановкой и идёт ещё дальше. Например, актрисы куда старше своих книжных прототипов: 12-летнюю Эми играет 24-летняя Флоренс Пью, 16-летнюю Маргарет — 29-летняя Эмма Уотсон.
Но сделано это специально. Благодаря такому решению зрителю проще отождествлять себя с героями.
Если в первоисточнике персонажам уделялось примерно равное количество времени, то в экранизации на первый план выходит сюжетная арка Джо. Пытаясь исполнить свою мечту и построить литературную карьеру, героиня проходит серьёзный путь — от постановки для домашнего театра до первого опубликованного произведения.
По мере развития сюжета и становления героини автобиографический мотив её арки становится всё более отчётливым. Под конец Джо окончательно превращается в альтер эго Луизы Мэй Олкотт, напоминая зрителю, что "Маленькие женщины" частично были созданы по следам детских воспоминаний писательницы.
Фильм также исправляет один серьёзный недочёт романа: последний грешил тем, что в нём было слишком много морализаторства. Тем не менее ключевая назидательная идея книги всё же проходит через повествование красной нитью.
В картине Гервиг любовь многократно противопоставляется материальным ценностям.
Одна из героинь, не задумываясь, продаёт свои длинные волосы, чтобы помочь отцу. В другом эпизоде семейство Марч жертвует праздничным завтраком ради другой, ещё более бедной семьи. Наконец, юные девушки дают решительный отпор сварливой тётушке (Мэрил Стрип), проповедующей брак по расчёту.
Ещё одна важная мысль картины: жизнь в равной степени полна светлых моментов и горестей, а перемены неотвратимы. И столкнуться с ними придётся, как бы мы ни желали обратного. Течение времени и хрупкость момента в картине подчёркивается лиричной музыкой, написанной Александром Деспла, а также тонкими операторскими приёмами.
Даже тем, кто совсем не воспринимает костюмное кино, стоит приглядеться к фильму хотя бы ради красочного калейдоскопа актёров. Они здесь действительно на любой вкус.
Заслужившие звание живых легенд Лора Дерн и Мэрил Стрип не нуждаются в представлении и украшают кадр одним лишь своим присутствием. Не уступают им и молодые звёзды, особенно Сирша Ронан, уже работавшая с Гретой Гервиг в оскароносной драме "Леди Бёрд". Эмма Уотсон точно родилась для роли благовоспитанной леди, а феноменальный Тимоти Шаламе подтверждает закрепившуюся за ним славу нового достояния Голливуда.
Виртуозно адаптированный сценарий, искренняя игра артистов, остроумные и глубокие режиссёрские находки — всё это делает картину Гервиг обязательной для просмотра. Более того, этот фильм будет приятно пересматривать раз за разом, находя в нём всё новые удивительные грани и оттенки.