Девятая лента одного из ярчайших представителей постмодернизма и авторского кинематографа и просто хорошего режиссёра Квентина Тарантино получила 10 номинаций на премию Американской киноакадемии и выиграла в двух из них. Долгожданная статуэтка была вручена Брэду Питту. Также отметили наградой работу художников-постановщиков, отлично передавших стиль эпохи старого Голливуда.

Любая работа Тарантино, разумеется, сразу привлекает всеобщее внимание. Ведь именно он лучше всех умеет совмещать отсылки к классическим фильмам, юмор, ярких персонажей и гротескную жестокость на грани комедии.

Мэтр оставался верным своему стилю, при этом не стесняясь экспериментировать с жанрами. Но на сей раз возникает ощущение, что Квентин решил просто вспомнить прошлое, немного погрустить о ярких временах, а заодно и развлечь публику.

И именно поэтому "Однажды в… Голливуде" получился, возможно, самой душевной картиной мастера. Хотя событий и действительно ярких моментов в нём намного меньше, чем в предыдущих его лентах.

Это прощание со старым Голливудом

Сюжет рассказывает об актёре Рике Далтоне (Леонардо Ди Каприо) — звезде вестернов, чья карьера постепенно приходит в упадок. Он уже снимается в роли злодеев в сериалах. Всегда рядом с героем его дублёр и друг Клифф Бут (Брэд Питт) — добрый и положительный человек, за спиной которого вроде бы жестокое преступление.

В то время как Рик всеми силами пытается спасти свою увядающую карьеру, Клифф помогает ему в домашних делах и знакомится с забавными девочками-хиппи из "Семьи" Чарльза Мэнсона. И в этот же момент их соседка — жена Романа Полански и начинающая актриса Шэрон Тейт — наслаждается первыми лучами славы.

Если по описанию может показаться, что сюжет фильма простоват — так оно и есть. "Однажды в… Голливуде" развивается очень неспешно. Всё действие ограничено всего парой дней.

Но ещё важнее, что Тарантино практически отказался от внезапных поворотов в сценарии (за исключением разве что одного момента) и поставил на первый план даже не артистов, а сам Голливуд.

Ещё в одной из первых сцен персонаж Аль Пачино рассказывает Далтону о печальной судьбе выходящей в тираж звезды, и именно это становится лейтмотивом всей истории. Рик тут и там встречает более популярных артистов, знакомится с восьмилетней девочкой, которая об актёрском мастерстве знает чуть ли не больше, чем он сам. И всё лучше понимает, что его время уходит.

Вероятно, точно так же Тарантино видит сегодняшние перемены в кино. Ведь он всегда относился к ретроградам, предпочитая снимать без обилия компьютерных эффектов. Он всё ещё делает ставку на любимых, пусть иногда и стареющих актёров.

И, наверное, не случайно он взял на главную роль именно Ди Каприо: его в последнее время нередко называют "последней настоящей звездой Голливуда". То есть артистом, чьё имя само стало показателем качества. Тарантино будто намекает, что новых таких не будет: почти всем сейчас приходится сниматься в проходных работах.

Ещё более любопытно, что Брэд Питт именно за роль в этом фильме наконец-то завоевал актёрский "Оскар". Ранее у него уже была статуэтка за продюсирование "12 лет рабства" и множество номинаций. В 2020 году он победил в категории "Лучшая мужская роль второго плана". Хотя на самом деле и по значимости персонажа, и по уровню игры Питт вовсе не уступает Ди Каприо. И в образе Клиффа Бута он будто собрал всё лучшее из своих прошлых ролей.

"Однажды в… Голливуде" — откровенная ностальгия по тем моментам, когда всё было чуть проще и честнее. Не секрет, что режиссёр обожает старое кино, как раз из тех времён, в которых разворачивается действие его картины. Но эта эпоха уходит всё дальше.

Недаром в "Однажды в… Голливуде" к традиционному цитированию классики добавились отсылки к фильмам самого Тарантино.

Осознавая, что уже сам стал живой легендой, он будто специально разрушает магию кино. Недаром сцена драки Бута с Брюсом Ли снята просто долгим кадром — одним из любимых приёмов режиссёра. А потом Питта очень заметно и даже нагло меняют на дублёра. При том, что он сам играет каскадёра.

А ещё лучше это заметно, когда на съёмках очередного фильма один из диалогов Далтона начинают снимать в стандартном стиле Тарантино: камера двигается вокруг персонажей. Но потом всё срывается, и она со скрипом едет назад.

Это то самое кино о кино, которое позволяет заглянуть за кулисы шоу-бизнеса и увидеть в актёрах живых людей. Гротескная версия самого стиля режиссёра. Его любимый нелинейный сюжет становится совсем уж странным: флешбэки могут длиться дольше, чем основная сцена. Медленный диалог снимают статичной камерой, даже не меняя ракурсов.

И лучше всего этот гротеск заметен по сюжетной линии Шэрон Тейт. Ведь она будто вообще не нужна. Тарантино большую часть времени просто позволяет зрителям любоваться красотой Марго Робби: она гуляет, танцует, смотрит кино, в котором сама же и снялась, и развлекается с друзьями.

Хотя именно в этой части спрятан самый главный сюжетный ход. Но чтобы понять его, лучше подготовиться.

Это вымысел на грани реальности

Не секрет, что Квентин Тарантино очень любит ссылаться на поп-культуру. Но раньше всё это ограничивалось радиопередачами, популярной музыкой и цитированием классики кинематографа. Единственный раз, когда он связал действие картины с реальными персонажами, — это "Бесславные ублюдки", где фигурировал сам Адольф Гитлер.

Но "Однажды в… Голливуде" развивается будто бы в нашем мире. Рик Далтон живёт по соседству с Романом Полански и Шэрон Тейт, встречается на площадке с актёром Джеймсом Стэйси, проходит прослушивание на роль в "Большом побеге", где в итоге снялся Стив МакКуин.

Конечно, чтобы наслаждаться картиной, совсем не обязательно помнить всех этих героев. Хотя тем, кто знает хотя бы Полански и МакКуина, происходящее покажется намного более захватывающим и остроумным. Ведь режиссёр даже переснял некоторые сцены из известного кино.

А вот те, кто ничего не слышал ни о Шэрон Тейт, ни о секте Чарльза Мэнсона, вполне вероятно, потеряют очень много. Поэтому стоит заранее прочитать об этих персонажах хотя бы пару общих статей.

В современном мире многие боятся спойлеров даже к биографическим фильмам об известных личностях вроде Фредди Меркьюри и Элтона Джона. Возможно, так ленты о них и правда выглядят интереснее, и можно даже удивиться сюжетным поворотам. Но у Тарантино ровно противоположный случай.

Чем больше вы знаете о реальных прототипах героев и историческом контексте, тем лучше.

Несколько важных атмосферных моментов построены именно на том, что зритель уже понимает мрачные намёки. Некий невысокий Чарли приходит в дом Тейт и спрашивает гостя о предыдущих жильцах, Бут встречает девочку и подвозит её на ранчо Спан, где когда-то снимали вестерны. Лучше бы, чтобы эти имена и названия что-то значили для зрителя.

Да и просто тот факт, что молодая и солнечная Шэрон наслаждается жизнью и планирует родить ребёнка, очень важен для тревожной атмосферы. Всё это может показаться ненужным и бессмысленным, нагнетание без результата. Но только если не знать, чем закончилась эта история. Но стоит хотя бы поверхностно разобраться — и можно почувствовать то самое напряжение, когда яркие моменты уже намекают на трагедию.

Только не забывайте, что Квентин Тарантино никогда не стремился ни к документальности, ни к реалистичности. Он снимает художественное кино. И "Однажды в… Голливуде" не исключение. Да ещё и с заголовком, копирующим традиционное начало любых сказок и баек.

Это снова настоящий Тарантино

Можно сколько угодно говорить про новые и старые приёмы и объяснять сложные замыслы режиссёра. Но всё же главным достоинством "Однажды в… Голливуде" и основным фактором, который привлекает зрителей в кинотеатры, остаётся следующее: это фильм Квентина Тарантино.

И поклонники мастера нисколько не разочаруются. Режиссёр всё так же прекрасно работает с актёрами. Ди Каприо, при всех его огромных заслугах у Нолана, Скорсезе и Иньярриту, раскрывается совершенно по-новому. Брэд Питт играет так, будто ему просто весело находиться на съёмочной площадке. А Марго Робби невероятно обаятельна, да и про свой любимый фут-фетиш Тарантино не забыл.

Остальные любимчики режиссёра тоже заглядывают. Иногда даже в совсем небольших ролях, радуя зрителя знакомыми лицами и мастерством.

Тарантино снова подкидывает немалую долю гротеска и текстовых шуток. Здесь комедии, наверное, даже больше, чем во всех его предыдущих работах. А ещё он снимает очень стильно, имитируя классические кадры и создавая неповторимый визуальный ряд: всё выглядит так, будто сошло с фотографий конца шестидесятых.

Квентин Тарантино уже давно говорит, что снимет за свою жизнь всего 10 фильмов. Точно неизвестно, чем именно он займётся дальше. Но вот с прошлым — как своим, так и голливудским — он уже попрощался. Ярко, трогательно и очень остроумно. Так, как умеет только он.