Режиссёр Тодд Филлипс, когда-то прославившийся пошловатой серией комедий "Мальчишник в Вегасе", совершенно неожиданно снял одну из самых жёстких и эмоциональных картин не только в мире кинокомиксов, но и вообще в современном массовом кино.
"Джокер" собрал в прокате более миллиарда долларов и получил 11 номинаций на премию "Оскар". В итоге Хоакин Феникс забрал награду за лучшую мужскую роль. Также Американская киноакадемия отметила композитора Хильдур Гуднадоуттир, написавшую саундтрек.
И это не просто очередной перезапуск истории злодея из комиксов, а новый фильм о потерянном и униженном человеке, которого доводят до срыва, заставляя превратиться в безумного преступника.
Это история Артура Флека — клоуна из Готэма восьмидесятых. Он живёт с матерью в тесной квартирке, подрабатывает зазывалой и мечтает стать стендап-комиком. Но к психическим заболеваниям Артура добавляются постоянные проблемы в жизни. И однажды его терпению приходит конец.
Трагедия в яркой оболочке
Разумеется, первое, что привлекло внимание к этой картине (помимо талантливейшего Хоакина Феникса в главной роли), — это новая история происхождения знаменитого злодея, которого все знают не только по оригинальным комиксам, но и по множеству экранизаций. Вокруг версии Джокера, которую сыграл Хит Леджер в "Тёмном рыцаре", со временем и вовсе образовался настоящий культ.
Но фильм Тодда Филлипса моментально заставляет забыть и обо всех предшественниках, и о комиксах вообще. Это совсем другая история. Как Джокер прячет под нарисованной улыбкой грустное лицо, так и сам сюжет использует вымышленный мир лишь в качестве яркой обёртки.
Здесь нет и не может быть супергероев. Это наша реальность. Грязный и мрачный Готэм восьмидесятых с забастовкой мусорщиков напоминает то ли о разрухе в те же годы в Нью-Йорке, то ли о нынешних протестах в различных столицах мира.
Автор и не скрывал, что "Джокер" гораздо ближе к "Таксисту" Мартина Скорсезе, чем к "Тёмному рыцарю" или "Бэтмену".
Главный герой (он же злодей) получает новую биографию, лишь немного связанную с "Убийственной шуткой" Алана Мура, и совершенно другой образ, в котором нет места ни химикатам, ни жутким шрамам. А поклонникам достаются лишь мелкие отсылки вроде Томаса Уэйна, лечебницы "Аркхэм" и пары знакомых сцен.
Строго говоря, этот фильм мог бы называться совсем иначе, например просто "Артур". Исключив все связи с DC, картина совершенно не потеряла бы в сюжете. Но обвинять режиссёра в том, что он использовал знакомую оболочку для рекламы, просто невозможно.
В первую очередь потому, что эта лента действительно очень сильная и её стоит посмотреть каждому. А без такой промокампании привлечь зрителей на мрачную драму от бывшего комедийного режиссёра было бы очень трудно. Но Филлипс нашёл способ подать авторское кино так, что о нём теперь говорят все.