Первые эпизоды сериала "Мир! Дружба! Жвачка!" вышли на видеосервисе Premier ещё в конце апреля и уже успели прославиться как "российские „Очень странные дела“".
По сюжету четверо подростков — Санька, Вовка, Илья и их новая соседка Женя — оказываются перед лицом суровой реальности, когда потасовка с местными задирами перерастает в стычку с бандитами. Санькина семья оказывается должна крупную сумму кавказской мафии, но на помощь приходит ветеран Афгана дядя Алик — в итоге всё выливается в настоящую войну криминальных группировок.
Главное и фактически единственное, что сериал заимствует у американцев, — это странные, неловкие и удивительно обаятельные герои, каждого из которых хочется обнять и взять за руку. Персонажи напоминают и повзрослевших ребят из "Странных дел", и Клуб неудачников из "Оно" Андреса Мускьетти. Сопереживать придётся не только им, но и колоритным взрослым: суровому ветерану Великой Отечественной, пытающейся найти с ним общий язык семье и благородным бандитам.
При всём этом в проекте чувствуется некая несбалансированность (для одних зрителей это может стать достоинством, для других — недостатком). Почти анекдотичные эпизоды семейных взаимоотношений сменяются жёсткими сценами, в которых бандиты мучат женщин в борделях и убивают людей ради забавы. И пусть большая часть насилия остаётся за кадром, такая гремучая смесь драмы и комедии может оттолкнуть — но равнодушными точно не оставит.
Продуманный визуальный стиль и яркие операторские приёмы
Вряд ли кто-то всерьёз надеется увидеть в российском сериале шикарную визуальную подачу, но "Мир! Дружба! Жвачка!" делали талантливые и увлечённые люди. Поэтому зрителей ждут идеальная симметрия, пиршество цвета и великолепные съёмки на широкоугольную камеру.
Встречаются и нестандартные решения. Например, момент, когда главный герой находится в состоянии изменённого сознания, оформлен в духе глитч-арта. Причём эта интересная находка присутствует в кадре ровно столько, сколько нужно, чтобы не надоесть зрителю. Ещё она сделана со вкусом и отлично поддерживает ностальгическую атмосферу 90-х.
Вообще в сериале очень важна творческая роль оператора. В сценах поездок на мотоцикле чувствуется ветер, воздух и азарт, романтика крыш передана в длинных панорамных планах, а съёмки на лестничных пролётах поражают продуманностью и необъяснимой мрачной красотой. Нашлось место даже сложно устроенным визуальным шуткам с отъезжающей камерой.
Серьёзные сцены создатели стараются насытить визуальными метафорами. К примеру, когда в переломный момент герои рассуждают о том, как всё усложнилось в жизни, в кадре кто-то обязательно распутывает рыболовную леску. Возможно, такие приёмы и не оригинальны, но по сравнению с прежним уровнем российского сериального производства это уже огромный шаг вперёд.