4 февраля в прокат выходит российский мультфильм "Огонёк-Огниво". Картина создана независимой кинокомпанией "Вверх", на счету которой есть также анимационный "Сказ о Петре и Февронии". Режиссёром ленты стал Константин Щёкин, снимавший до этого лишь малоизвестные короткометражки.

Мультфильм сразу привлекает внимание зрителя. Во-первых, потому что благодаря неплохой 2D-анимации выделяется на фоне множества 3D-картин. Во-вторых, потому что в заглавие вынесено название знаменитой сказки, которую многие любят с детства.

При этом слабых сторон тоже хватает. Разбираемся, чего в проекте всё же больше — плюсов или минусов. И рассказываем, кому он может понравиться и почему.

Интересная задумка, но непонятная привязка к сказке Андерсена

В центре повествования несколько главных персонажей. Среди них — девушка Огонёк, которая постоянно пытается всех спасать, но делает в итоге только хуже. Её возлюбленный, Гончар, мечтает построить городской фонтан. Но парень настолько не уверен в своих силах, что предпочитает даже не начинать. А потом он находит Огниво, потерянное злой ведьмой. Волшебный предмет делает мастера богатым — и это портит героя.

Огниво, вынесенное в название картины, отсылает зрителя к сказке Г. Х. Андерсена. Однако от первоисточника в этой ленте — лишь сам артефакт и три волшебные собаки. Тогда зачем нужно было именно Огниво, если золото может дарить и другой предмет?

Разгадать эту нелогичность помогло интервью с режиссёром: создатели проекта захотели снять картину о любви и деньгах, а во время обсуждения идеи рядом лежала книга Андерсена. Возможно, поэтому обращение к классике выглядит в мультфильме не совсем обоснованным.

Бодрый старт, но слишком высокая скорость развития сюжета

Действие мультфильма набирает обороты с первых секунд. Зритель резко погружается в художественный мир и с удовольствием наблюдает за развитием истории. Сначала такой темп повествования увлекает, но вскоре следить за сюжетом становится сложно. Мультфильм всё чаще провоцирует "кризисы внимания".

Дело в том, что любое кинематографическое произведение имеет свою структуру, где высокая плотность событий сменяется низкой. К примеру, в "Шреке" огр не пускает Осла к себе в гости — и мы наблюдаем, как главный герой с наслаждением готовит привычный ужин, но в то же время испытывает муки совести. Никаких динамичных действий не совершается, сцена не движет сюжет — нам дают время всё оценить и подумать.

Но в "Огоньке" плотность событий всегда крайне высокая. Зрителю не дают времени на рефлексию. Персонажи постоянно куда-то бегут, что-то ломают, часто говорят с надрывом. И всё это очень отвлекает зрителя.

Яркий пример — эпизод, в котором Огонёк навещает Гончара, пытающегося слепить модель фонтана. Персонажи говорят о мечте молодого человека, о его сомнениях. А на фоне происходит много посторонних действий: Огонёк пытается поставить цветы в горшок, застревает в нём рукой, а затем нечаянно разбивает другие глиняные сосуды.

Важные, но не очень глубокие мысли

Линия Гончара строится на идее о том, что без труда добытое состояние может испортить человека и что достаток несёт с собой новые испытания. Через деградацию персонажа авторы показывают, что беспрестанные сомнения в себе — это яд, которым мы себя отравляем, и они зачастую беспочвенны. Основная же тема всего мультфильма — умение отречься от материального в пользу духовного.

Эти идеи хороши для обсуждения с малышами, а вот взрослых точно не поразят: уж слишком прямолинейно и просто они подаются.

Приятная картинка, но явные проблемы с проработкой мира

В век 3D редко встретишь картину, похожую на "Огонёк-Огниво". Но "плоская" анимация может быть разной. Иногда утрирование внешнего облика героев делает их отталкивающими. Здесь каждый вспомнит свой пример: одни не могут смотреть "Время приключений", другие — "Удивительный мир Гамбола".

"Огонёк" в сравнении с подобными 2D-мультфильмами выглядит куда приятнее. Персонажи отрисованы эстетично и без излишней гиперболизации. Вероятно, такой подход к изображению героев является продолжением лучших традиций отечественной мультипликации.

Приятна и цветовая гамма мультфильма. В основном она состоит из тёплых и мягких оттенков, которые часто соединяются в необычные сочетания. Аниматоры играют со зрителем: при изображении негативных персонажей или событий они используют холодные тона. А положительных героев рисуют тёплыми цветами.

Однако художественный мир мультфильма проработан не так хорошо, как визуальное оформление. Передёргивание классики стало благодатной почвой для появления культурных нестыковок. Так, авторы отрекаются от литературного первоисточника — меняют персонажей, основные события. Но действие для чего-то погружают в старый европейский городок, а жителей одевают в платья, фраки, чепцы и цилиндры.

Впрочем, не всех. Огонёк бегает в комбинезоне, затянув волосы в два хвоста. Зритель ломает голову: из какой же она эпохи? Такое же непонимание вызывает внешний облик её друга — портного с выбритыми висками и в брюках клёш. Но больше всего смущает наряд Ведьмы — ведь он до боли похож на костюм её "коллеги" из диснеевской "Белоснежки". И подобные шероховатости обнаруживаются не только во внешнем облике персонажей.

Анахронизм — намеренное несоответствие между явлениями и эпохой в кино — вещь прекрасная, если работает на сюжет или вызывает смех. Такой приём, к примеру, используют в мультфильме "Алёша Попович и Тугарин Змей" — забавно видеть в одном из эпизодов имя злодея, записанное как 2Garin. Это и неожиданная режиссёрская находка, и стёб над модой на латиницу, которая царила в 2000-х.

В "Огоньке" мы видим похожие заигрывания, но они не вызывают улыбку и слабо работают на содержание. Зритель и так с первых кадров понимает, что главная героиня не такая, как все. И об этом говорят её поступки, а не одежда из другого времени.

Органичная музыка, но полное отсутствие хитов

Звуковое сопровождение мультфильма очень органично. Здесь нет музыкального перегруза, как, к примеру, в "Холодном сердце": в нём обилие песен отталкивает тех, кто хочет насладиться развитием сюжета, а не саундтреком. В "Огоньке" же музыкальные номера не отвлекают от хода действия, но хорошо раскрывают персонажей и добавляют ленте живости.

Однако, несмотря на свою мелодичность, песни из этого мультфильма вряд ли станут детскими хитами. Сложное построение композиций и отсутствие цепляющих приёмов не позволяет запомнить их надолго.

"Огонёк-Огниво" с первых кадров увлекает интересной завязкой, красивой анимацией и приятной музыкой. Но в отличие от знаменитого проекта про трёх богатырей, мультфильм всё же имеет немало недоработок, которые затмевают сильные стороны картины.

Скорее всего, маленькие зрители не обратят на минусы внимания и получат удовольствие от просмотра. А вот взрослых этот проект вряд ли зацепит — ведь есть куда более удачные ленты вроде "Клауса" и "Души", которые рассчитаны не только на детей, но и на их родителей.