На стриминговом сервисе Okko стартовал сериал, посвящённый одному из самых известных маньяков СССР. Имя жуткого убийцы Андрея Чикатило до сих пор регулярно всплывает в различных документальных и художественных историях. Новый проект рассказывает о поисках и поимке этого преступника.
Все, кто хоть немного интересуется подобными сюжетами, знают, что расследование дела Чикатило было очень сложным. Неожиданных поворотов в нём случилось больше, чем во многих вымышленных детективах.
Казалось бы, в эпоху развития мрачных сериалов про него можно снять действительно пугающую и захватывающую историю. Буквально "Настоящего детектива", но с антуражем СССР и реальной основой.
Но за дело взялся Сарик Андреасян. Этот режиссёр прославился такими фильмами, как "Тот ещё Карлосон!" и "Защитники". Правда, с определённого момента он пытается перейти на драмы, сделав своей главной звездой Дмитрия Нагиева. Но даже в случае с "Непрощённым" автор не смог найти правильный баланс, превратив сюжет в банальное выдавливание слёз из зрителя.
К сожалению, и в телеформате чуда не произошло. В "Чикатило" просто собрали все возможные клише из нуарных фильмов, занудно повторив их десяток раз только за первый эпизод. А неуклюжая режиссура портит все впечатления от проекта.
Невнятная подача
Первый эпизод начинается с дисклеймера, объясняющего, что сюжет основан на реальных событиях, поэтому из уважения к чувствам живущих и памяти погибших все имена изменены.
Такое пояснение часто прописывают в начале исторических фильмов и сериалов. Оно даёт большую свободу авторам и снимает с них ответственность за несовпадение деталей.
Но в случае с "Чикатило" уже само вступление выворачивается нелепым образом. Ведь тут же после фразы об уважении к выжившим и погибшим показывают сцену, где проститутка с громким чавканьем занимается оральным сексом с маньяком на вокзале. После этого преступника сразу арестовывают, и действие переносится на год в прошлое.
В этой временной линии и будет разворачиваться основной сюжет. Главные герои — межведомственная группа под руководством офицера Кесаева (Константин Лавроненко) — прибывают в Ростовскую область расследовать дело маньяка, наводящего ужас на всю округу.
И в этот флешбэк добавляют ещё один флешбэк — на неделю в прошлое. Чтобы показать, как генерал давал Кесаеву указания.
В команде есть учёный-психолог Витвицкий (Дмитрий Власкин), который совершенно не приспособлен к полевой работе, но зато пытается разобраться в поведении преступника. Именно он будет прилагать все усилия, чтобы докопаться до истины, ведь местная милиция просто хочет свалить вину на первых попавшихся подозреваемых. А параллельно показывают отдельные моменты из жизни самого Чикатило.
С первой же серии проект набрасывает слишком много вводных данных. И они плохо стыкуются между собой. Авторы пытаются сразу рассказать о жизни людей, которые боятся злодея, продемонстрировать деятельность маньяка и познакомить со всеми основными действующими лицами. Вот только большая часть сцен с милицией — просто разговоры за столом, а Чикатило всё время прячут от зрителя.
В итоге получается каша, поймать в которой какую-то атмосферу просто невозможно. Нуарному триллеру гораздо больше пошла бы неспешность, нагнетающая саспенс, а не два скачка во времени и все главные герои сразу.
Глупая секретность
Значительная часть рекламной кампании сериала строилась на том, что роль маньяка исполнит какой-то засекреченный актёр. Мало того, даже весь первый эпизод Чикатило снимают со спины, сверху, ниже шеи или он прячет лицо под шляпой.
И уже к середине серии это становится настоящей проблемой. Все диалоги с ним выглядят кривыми, поскольку ракурс поставлен очень странно: в разговоре с мальчиком виден только его плащ, а иногда камера показывает руки.
Но если бы это действительно хоть как-то создавало загадочную атмосферу, то задумку можно было бы объяснить.
Вот только всё происходящее — типичный секрет Полишинеля.
Ещё летом 2020 года Дмитрий Нагиев рассказал в интервью, что будет играть Андрея Чикатило. Эту информацию можно найти в Сети за считаные секунды.
Но даже если не открывать поисковики, достаточно дождаться первой фразы персонажа. Нагиев не слишком хорошо играет голосом, а учитывая его участие в рекламе, многочисленных телешоу и буквально во всех новых комедиях, интонации актёра узнаются с первых слов.
Это, кстати, тоже портит атмосферу. Нагиев честно пытается говорить серьёзно и делать страшный голос. Но многим наверняка покажется, что он сейчас пошутит.
Появлялась информация, что актёру делали точный грим маньяка. Поэтому, когда в конце серии персонаж поворачивается лицом к камере, он, вероятно, должен напугать зрителя. Однако улыбку сдержать будет очень трудно.
Слабая постановка
В первую очередь проблемы сериала растут из неумения или нежелания авторов дорабатывать свой продукт. Режиссёр Сарик Андреасян, а также его братья Арташес Андреасян, отвечающий за монтаж и музыку, и Гевонд Андреасян, выступивший продюсером, явно решили придерживаться стилистики неонуарных детективов и триллеров. Но они лишь нахватали идей по верхам, не создав из них ничего интересного.
Операторская работа и вообще визуальная подача по большей части скучны. Диалог между Кесаевым и его начальником длится три минуты. И всё это время герои просто сидят и произносят друг за другом фразы. А камера показывает их с одних и тех же ракурсов. Учитывая, что и эмоций на лицах персонажей не слишком много, зритель быстро заскучает.
С диалогами в сериале вообще беда, а ведь всё расследование построено на разговорах и спорах. Пока одни актёры проговаривают свой текст, остальные просто сидят и молчат в ожидании реплики. Причём в отдельных случаях перед ответом остаётся непозволительно долгая пауза.
Одни и те же операторские приёмы повторяются раз за разом: долгие проходы примерно от пояса (особенно когда скрывают внешность Чикатило), наезд камеры на говорящих героев, остановка и статичная съёмка.
Повторы быстро становятся слишком очевидными. А звук их только подчёркивает. Буквально каждая важная сцена завершается повышением громкости и высоты музыки, которая потом резко обрывается.
Каждый из этих приёмов работает отлично. Но не больше одного-двух раз подряд. Когда их постоянно сваливают один на другой, получается скучно и однообразно.
У сериала "Чикатило" явно хорошая задумка, да и простор для творчества у авторов был очень большой. Но реализация даже первой серии убивает все надежды на интересный проект. Учитывая, что все эпизоды поставил Андреасян, вряд ли в продолжении стоит ждать чуда и исправления ошибок. Поэтому тем, кто интересуется реальной историей этого маньяка, лучше посмотреть документальные фильмы о нём. А поклонникам нуарных детективов стоит обратить внимание на более толковые проекты.