8 апреля в российских кинотеатрах стартовал фильм "Мортал Комбат", основанный на одноимённой серии игр. Историю противостояния бойцов Земли и воинов из Внешнего мира уже переносил на экраны в 1995 году Пол У. С. Андерсон, который позже снял "Обитель зла" и "Охотника на монстров".
В 2021 году начинающий постановщик Саймон Маккуойд решил сделать ставку на то, чего не хватало в предыдущей версии. Бои он показал максимально жестокими, а персонажам дал движения и фразы, знакомые всем поклонникам.
Для этого режиссёру пришлось максимально упростить картину. Конечно, вряд ли кто-то ожидал от "Мортал Комбат" глубокой драматургии, но всё же те, кто не знаком с играми и хотели бы увидеть более проработанный фильм, могут остаться недовольными.
Простой и понятный сюжет
Противостояние воинов Земли и Внешнего мира идёт не первое столетие. Причём, чтобы победить, злодей Шанг Цунг не стыдится нарушать все правила честных поединков.
И вот грядёт финальная, 10-я битва. Воины Земли, у каждого из которых на теле есть знак в виде дракона, должны объединиться. Только некоторые из них даже не догадываются о своём предназначении.
Одним из избранных оказывается Коул Янг, который подрабатывает в боях без правил. После встречи с Соней Блейд он отправляется в храм бога Рейдена для подготовки.
Если сравнивать фильм "Мортал Комбат" 2021 года с версией 1995-го, то в нём появилось хоть какое-то раскрытие персонажей. У Андерсона даже про главных героев практически ничего не рассказывали: их под простейшими предлогами грузили на корабль и отправляли на битву.
Теперь же есть центральный персонаж — Коул. Его придумали специально для фильма, и у него хоть как-то выписана история. Да и про Саб-Зиро со Скорпионом рассказывают подробно.
Конечно, это отчасти затягивает вступление. Но его разбавляют постоянными сражениями. Здесь они не заключены исключительно в рамки турнира, а вроде бы даже встроены в сюжет, хотя, конечно, без особой глубины.
Но максимально стандартные ходы
Не нужно быть профессионалом в сценарном деле, чтобы заметить: сюжет и персонажи созданы, как по методичке. Коул Янг — новый герой, который нужен, чтобы зритель вместе с ним узнавал правила игры.
У него тут же появляется проводник — Соня, а потом и наставник — Лю Кан, объясняющий происходящее. Есть и комедийный Кано, который разбавляет действие шутками, а бонусом — второстепенные герои, необходимые для зрелищности и диалогов.
То же самое и со злодеями. Шанг Цунг сам почти ничего не делает, зато Саб-Зиро выглядит главным "боссом" с необычайными способностями. Остальные антагонисты появляются из ниоткуда, просто чтобы их в нужный момент победили. Например, про Милину не объясняют ни слова.
Ну а само построение сюжета — типичный "путь героя" с развитием персонажа, наставлениями, желанием сдаться и обязательной победой.
В "Мортал Комбат" это можно считать как недостатком, так и достоинством. Попытки выстроить более глубокую драматургию наверняка бы снизили темп, и с учётом небольшого хронометража картины — меньше двух часов — времени на экшен и вовсе бы не хватило.
Драки в стиле гонконгских боевиков
В плане подхода к съёмкам сражений фильм "Мортал Комбат" 2021 года больше напоминает не современные американские кинокомиксы, а азиатские картины из девяностых. На некоторые роли даже пригласили мастеров боевых искусств.
Джо Таслима, сыгравшего Саб-Зиро, многие помнят по легендарному "Рейду". А Хироюки Санада, появившийся в образе Скорпиона, и вовсе сыграл в десятках гонконгских фильмов о самураях. И даже на главную роль позвали не слишком известного Льюиса Тана, который долгое время подрабатывал каскадёром.
И экшен в "Мортал Комбат" построен в духе старых фильмов: затяжные драки, преувеличенно сложные и красивые удары, полёты и максимально пафосные разговоры во время сражений.
Рейтинг 18+ позволяет авторам не ограничивать себя в жестокости и кровавых сценах. Здесь могут размозжить врагу голову или распилить его пополам, вспороть живот и оторвать руки — всё как и должно быть в мрачном боевике.
Разве что с мельканием в экшене иногда слишком перегибают. Монтаж мог бы быть не таким резким.
Но слабая графика
К сожалению, когда дело доходит до компьютерных персонажей или приёмов, основанных на визуальных эффектах, фильм "Мортал Комбат" 2021 года выглядит устаревшим.
Больше всего это бросается в глаза при появлении на экране Рептилии и четырёхрукого Горо. Видимо, из-за недостатка бюджета этих героев и сделали сугубо второстепенными.
Неплохо проработали лишь сцены со льдом, поскольку Саб-Зиро — один из самых узнаваемых персонажей.
А вот огонь у Лю Кана и молнии Рейдена будто перекочевали из старых фильмов. Да и костюмы некоторых героев иногда кажутся нарядами косплейщиков. Хотя такая наивность даже подкупает.
Сцены прямо из игр порадуют поклонников
Не секрет, что все фанаты "Мортал Комбат" пойдут в кино, чтобы в первую очередь увидеть героев из любимых игр и их фирменные приёмы. И большинство таких зрителей точно останутся довольными.
Причём иногда авторы специально располагают персонажей боком на общем плане, словно копируя визуальный стиль игры. Кажется, что сейчас над головами героев появится шкала со здоровьем.
Даже подготовка бойцов здесь заключается в поисках своей "арканы" — уникальной индивидуальной силы. А если проще — суперудара, который все пытаются найти в игре.
Конечно, все бойцы покажут свои фирменные приёмы и фантастические силы. Будут и "фаталити" (меньше, чем хотелось бы). Заодно прозвучат и все любимые фразы от "Чистая победа" до "Иди ко мне". Каждый такой момент наверняка вызовет восторг у фанатов. А настоящее имя Саб-Зиро намекнёт на дальнейшую судьбу персонажа.
Но случайные зрители удивятся
Если на сеанс попадёт человек, совершенно не знакомый ни с миром игр, ни с персонажами, он вряд ли поймёт, чем интересен этот фильм. Да, "Мортал Комбат" останется бодрым боевиком. Но стоит исключить радость для фанатов, и недостатки окажутся слишком уж заметны.
Каждая вторая фраза — слишком клишированная и пафосная. Большинство героев не выглядят живыми людьми, а их жесты напоминают движения игровых персонажей, когда ими не управляют.
Поэтому, чтобы получить больше удовольствия от фильма, лучше хотя бы в самых общих чертах знать героев "Мортал Комбат". К счастью, подавляющее число зрителей наверняка играли если не в новые версии, то в первые части на Dendy или Sega точно.
Новая экранизация даёт именно то, что нужно фанатам, — знакомых героев, фирменные приёмы и жестокость, свойственную играм. Недостатков тоже хватает: графика вышла не самой удачной, про многих персонажей ничего не рассказали, а Джонни Кейджу и вовсе не нашлось места в этой истории — его, похоже, оставили для возможного сиквела.
Но фильм отлично работает в качестве очередной встречи со знакомым миром, простого развлечения на пару часов и возможности увидеть "Мортал Комбат" на большом экране. Вряд ли кто-то ждёт от него большего.