На стриминговом сервисе Netflix вышел новый хоррор-боевик "Армия мертвецов". Эту картину Снайдер снял по собственному сценарию и даже сам выступил оператором.
У автора получился яркий экшен с крутыми перестрелками и очень необычными зомби. Но есть и проблемы: большинство героев слишком стереотипны, а часть сцен длится необоснованно долго.
Классический зомби-боевик
Во время перевозки опасного груза бронированный фургон, который сопровождают военные, попадает в аварию. В результате на волю вырывается альфа-зомби, тут же кусающий всех, кто попадается на пути. Он добирается до Лас-Вегаса и устраивает там апокалипсис. Чтобы остановить распространение вируса, власти окружают город контейнерами, а в будущем и вовсе планируют подорвать его ядерной ракетой.
Спустя некоторое время после начала эпидемии владелец казино Хантер Блай (Хироюки Санада) нанимает бывшего военного Скотта Уорда (Дэйв Батиста) для тайного задания. Мужчина должен вывезти из сейфа в карантинной зоне более 200 миллионов долларов.
Уорд собирает команду и направляется в Лас-Вегас. Героям придётся противостоять не только обычным ожившим мертвецам, но и более умным зомби. А ещё у некоторых членов группы есть свои скрытые мотивы похода.
Зак Снайдер предлагает зрителю самый традиционный сюжет, какой только можно представить: группа наёмников выполняет тайную миссию в опасной зоне. В 80-е и 90-е годы такие картины снимали чуть ли не десятками. Например, можно вспомнить легендарного "Хищника" или "Чужих". Да и в последнее время подобные проекты выходят регулярно: ровно тот же сюжет (даже с деньгами и зомби) фигурирует во втором "Поезде в Пусан".
Вряд ли у автора нет свежих идей, скорее это искренняя ностальгия по классическим фильмам. Отсюда и множество допущений по сюжету. Особенно неестественно выглядит самое начало истории: при перевозке настолько опасного груза не подстраховались даже от аварии.
Удивляет вот что: в предыдущих своих работах Снайдер занимался постмодернистской деконструкцией. Он сильно изменил образ Супермена в "Человеке из стали", а его "Хранители" изначально основаны на комиксе, выворачивающем наизнанку знакомые сюжеты. А в "Армии мертвецов" всё предсказуемо: заранее понятно, что герои будут погибать, и даже можно предположить в каком порядке, а их взаимоотношения максимально стандартны.
Клиповый экшен
От банальностей спасает остроумная постановка. Это кино Снайдер снимал лично, не пригласив даже оператора Ларри Фонга, работавшего над львиной долей его фильмов. Поэтому картинка может показаться не такой вычурной, как, например, в "Запрещённом приёме". Но под стиль ленты видеоряд подходит отлично, сохраняя узнаваемый почерк режиссёра.
Вступительная сцена захвата Лас-Вегаса, которую, кстати, Netflix заранее выложил в интернет для привлечения внимания, а потом удалил, традиционно для Снайдера поставлена в виде ироничного клипа. Причём саундтреком идёт очевидная песня Viva Las Vegas, но в весёлой пародийной кавер-версии от Ричарда Чиза. Подобный приём режиссёр использует часто: так, в наполненном драками и монстрами трейлере "Лиги справедливости" звучал лирический трек Hallelujah Леонарда Коэна.
И в дальнейшем многие сцены сражений с зомби будут поставлены в клиповой манере. Тут можно вспомнить, что Снайдер когда-то начинал с музыкальных роликов и даже снял видео на песню Desolation Row группы My Chemical Romance.
Антураж Лас-Вегаса помогает добавить гротеска и превратить действие чуть ли не в китч. Будет крутой сольный выход наёмницы, очень похожей на Васкес из "Чужих", и даже неизбежный бой в вертолёте. И что может быть банальнее, чем драка в казино, когда вокруг разлетаются деньги? Но в "Армии мертвецов" эта сцена точно на своём месте.
Невероятное разнообразие монстров
С зомби у Зака Снайдера особые отношения. Его карьера в большом кино началась с "Рассвета мертвецов" — ремейка хоррора от легендарного Джорджа Ромеро. В документалке "Зомби в массовой культуре" последний говорил: "Мои парни не спешат", подразумевая, что опасность живых мертвецов не в скорости, а в количестве. А Снайдер одним из первых предложил сделать чудовищ быстрыми: чтобы они не ковыляли, хромая на обе ноги, а бегали быстрее человека.
"Армия мертвецов" во многом наследует идеи "Рассвета…". Есть даже несколько пасхалок, которые заметят поклонники режиссёра. Но теперь он окончательно доводит идею оживших мертвецов до гротеска. Помимо толпы ходячих пожирателей плоти Снайдер представляет ещё и альфа-зомби: быстрых, организованных и очень умных.
Грим у монстров не всегда выглядит правдоподобным. В отдельных сценах зомби внушают реальный ужас, в других можно увидеть только накрашенных статистов. Тут остаётся лишь гадать: автор специально ссылается на стиль старых фильмов или эффекты просто не доработали?
Но компенсируют всё это самыми неожиданными чудовищами. С остроумием их образов может посоперничать разве что "Нация Z", где к зомби-младенцу приходили зомби-волхвы. Среди прочего в "Армии мертвецов" вы увидите: зомби-стриптизёрш, зомби-Элвиса, зомби-тигра, а также альфа-зомби, который приезжает на зомби-лошади и рыдает над зомби-подругой.
Подобное безумие позволяет не относиться к действию слишком серьёзно.
Необоснованно долгий хронометраж
Все поклонники знают, что Зак Снайдер любит снимать длинные фильмы. Режиссёрские версии его работ длятся три, а то и четыре часа. Но в большинстве случаев это просто необходимо. "Лиге справедливости" очень шла медитативность и неспешность. Да и в 215 минут "Хранителей" с трудом уместили графический роман Алана Мура.
Увы, в "Армии мертвецов" хронометраж в два с половиной часа кажется просто необоснованным затягиванием сцен. Действие начинается с упомянутого динамичного экшена в Лас-Вегасе. Но потом герои встретятся с зомби почти через час экранного времени. До этого они будут строить планы и разговаривать. В основной части сюжет тоже регулярно провисает. Некоторые диалоги помогают проникнуться эмоциями персонажей, но большинство длятся слишком долго.
Студия не вмешивалась в производство фильма, поэтому Снайдер, видимо, оставил в картине всё, что посчитал нужным. На фоне многолетних мытарств "Лиги справедливости" это казалось большим плюсом. Но в реальности "Армию мертвецов" можно безболезненно сократить на 30 минут, и действие от этого только выиграет.
И самое удивительное, что в таком длинном фильме автор умудрился преступно мало рассказать о героях. Толком раскрывается только персонаж Дэйва Батисты, чуть слабее — ещё пара наёмников, остальные так и остаются пушечным мясом. К безликой команде трудно привязаться, а потому любые их страдания или даже смерть кажутся не слишком трагичными. Это было бы простительно в быстром кино на 80–90 минут, но кажется потраченным впустую потенциалом масштабной работы.
Если прорваться через слишком затянутый первый акт, "Армия мертвецов" порадует всех любителей классических боевиков про наёмников и зомби. Это простой и очень гротескный фильм с остроумным экшеном и необычными монстрами. А недосказанность сюжета, похоже, скоро компенсируют. Уже известно, что Netflix планирует построить собственную киновселенную: Зак Снайдер снимает приквел фильма, а параллельно платформа разрабатывает аниме-сериал по миру "Армии мертвецов".