10 июня на российские экраны выйдет третья часть серии ужастиков "Заклятие". Первые картины этой франшизы снимал знаменитый Джеймс Ван. Потом история разрослась в целую киновселенную: появилось три части "Проклятия Аннабель", а также "Проклятие монахини" и "Проклятие плачущей".
Новый фильм продолжает историю главных героев "Заклятия" Эда и Лоррейн Уорренов. Правда из-за занятости Джеймса Вана режиссёром стал Майкл Чавес. Он дебютировал под надзором Вана в спин-оффе "Проклятие плачущей", после чего тот доверил новичку третью часть основной серии.
Такая перемена отчасти повлияла на целостность картины и визуальный ряд. Но новое "Заклятие" достойно продолжает идеи первых фильмов, а иногда действительно пугает.
Вымышленные события с реальными персонажами
В 1981 году Эд (Патрик Уилсон) и Лоррейн (Вера Фармига) Уоррены проводили обряд экзорцизма над восьмилетним мальчиком. Во время процедуры зло, сидевшее в ребёнке, чуть не убило одного из героев. Но потом в дело вмешался Арне Джонсон (Руаири О’Коннор), который предложил демону перебраться в его тело.
Спустя несколько месяцев Арне в приступе одержимости убивает работодателя своей девушки. Пока юноша ожидает суда, Эд и Лоррейн решают помочь следствию и доказать, что на преступление подозреваемого толкнул дьявол.
Одна из самых удивительных составляющих фильмов серии "Заклятие" — это реальная основа этих историй. Конечно, в современном мире уже мало кто верит в одержимость демонами или проклятые предметы. А уж деятельность Уорренов и вовсе называют исключительно мошенничеством.
Но и Перроны из первой части, и Ходжсоны из второй существовали в реальности. А убийства в Амитивилле и проклятая игрушка Аннабель стали легендами задолго до киновселенной "Заклятия". Кстати, в действительности кукла выглядит не так страшно, как в экранизации.
Точно так же реально и очень известно дело Арне Джонсона. Сейчас оно интересно, как минимум, с позиции его защиты в суде. Адвокат действительно пытался доказать следствию, что обвиняемый совершил преступление, будучи одержимым дьяволом. И, похоже, это отчасти повлияло на присяжных.
Однако в новом "Заклятии" эту историю отодвигают на второй план. Сюжет больше концентрируется на событиях, которые придумали непосредственно сценаристы. А именно на поисках Уорренами таинственного культа, который призвал демона. Это отличает фильм от предыдущих частей: кажется, что сама одержимость здесь вторична.
С другой стороны, сюжет в отдельных моментах выглядит даже интереснее. Первые два "Заклятия" строились одинаково: Уоррены приезжают в проклятый дом и пытаются разобраться с духами. Здесь же история подана в виде мистического детектива: герои пытаются вычислить связь между различными преступлениями и найти первопричину проблемы.
История о людях, а не о духах
Как и в первых фильмах, значительная часть действия посвящена не столько войне со злом, сколько отношениям самих Уорренов. В этом плане Патрик Уилсон и Вера Фармига ещё на старте франшизы были её главным достоинством. Именно актёры сделали историю более личной и трогательной, сыграв не просто экзорцистов, а любящую семейную пару. Недаром Джеймс Ван потом брал Уилсона чуть ли не в каждый свой фильм. А краткое появление героев в третьем "Проклятии Аннабель" обеспечило половину успеха картины.
В новом "Заклятии" Уилсон и Фармига выглядят ещё более трогательно. Между их персонажами на экране чувствуется искренняя забота друг о друге. Эд боится за супругу и просит её прекратить опасную деятельность. Но при этом он понимает, что никто другой не справится с подобной ношей. А та после травмы мужа в начале фильма хочет оградить его от опасностей. Можно сказать, что в жанре семейного кино "Заклятие" работает даже лучше, чем в виде ужасов.
Единственная странность, которая смутит фанатов, — дочь главных героев Джуди. В первых двух частях её сыграла Стерлинг Джеринс. В третьем "Проклятии Аннабель" актрису сменили на Маккенну Грейс. А теперь вернули обратно Джеринс. Это пытались объяснить возрастом исполнительниц, но всё равно путаница осталась.
В целом сюжет новой картины посвящён людям, а не призракам. Линия Арне Джонсона делает акцент на его отношениях с девушкой. И даже развязка рассказывает скорее о человеческих страданиях, а не о вторжении духов. Такой подход обеспечивает большую вовлечённость зрителей. Ведь пугать спецэффектами не слишком сложно, а вот заставить их полюбить персонажей ужастика получится не у каждого.
Стандартная, но ещё работающая подача
Третья часть "Заклятия" построена по той же структуре, что и первые два фильма. Действие начинается со второстепенного дела, которое даёт толчок дальнейшим событиям и влияет на жизнь и страхи самих Уорренов. И здесь уже каждый сам решит: обвинять ли авторов в самоповторах или придерживаться идеи "не нужно менять то, что работает". Можно сколько угодно вспоминать, что ребёнка с неестественно выломанными суставами показывали ещё в "Изгоняющем дьявола". Но эта сцена всё равно впечатляет и пугает.
А вот визуальный ряд нового "Заклятия" отличается от предыдущих частей. Это вполне ожидаемо, ведь Джеймс Ван — настоящий мастер эстетичных ужасов. Он создал ещё и "Пилу" и "Астрал". С приходом на пост режиссёра Майкла Чавеса подача стала более прямолинейной, а саспенс уступил место простым скримерам.
Вместо неоднократно работавшего с Ваном оскаровского номинанта Дона Бёрджесса — его менее опытный сын Майкл, снимавший "Проклятие плачущей" и третью "Аннабель". Поэтому в постановке почти пропали долгие кадры, помогавшие почувствовать объём помещения. Подобные приёмы Ван и старший Бёрджесс использовали и в "Заклятии-2", и даже в "Аквамене".
При этом нельзя сказать, что визуальный ряд новой картины слабый и тем более плохой. Он просто другой, чуть проще. В фильме много съёмок субъективной ручной камерой, что помогает лучше погрузиться в действие. Кроме того, часто мелькают красивые планы природы и отлично передана атмосфера начала восьмидесятых.
А ещё создатели явно пытались выстроить цветокоррекцию так же, как в первых частях. Именно этого не хватало Чавесу и Бёрджессу-младшему в "Проклятии плачущей". Переход из обычного мира в мистический сразу заметен по холодной палитре. В сценах в лесу и морге одним только монтажом и цветовой гаммой создают тревожные ощущения. Поэтому фильм, возможно, выглядит не настолько эстетично, но свою главную задачу выполняет: погружает зрителя в мир демонов и заставляет периодически вжиматься в кресло.
После ухода Джеймса Вана с поста режиссёра миру "Заклятия" точно понадобятся более яркие и запоминающиеся примеры, чтобы интерес к франшизе не угас. Но "Заклятие 3: По воле дьявола" можно назвать достойной частью киновселенной. Лента проигрывает в качестве постановки первым фильмам, но выглядит значительно лучше "Проклятия Аннабель" или "Проклятия плачущей". В картине есть отлично работающие скримеры и трогательная эмоциональная история. Для разового просмотра этого вполне достаточно.