1 июля на российские экраны вышел очередной фильм франшизы об альтернативной версии США, где один раз в год на 12 часов разрешено любое насилие. История "Судной ночи" стартовала ещё в 2013 году с камерного фильма Джеймса Демонако, окупившегося больше чем в 10 раз. Далее серия развивалась и менялась, превратившись в масштабную антиутопию.
Пятый фильм, получивший название "Судная ночь навсегда" (хотя дословно будет "Вечная чистка"), изначально планировали как финал франшизы. Он действительно подводит некоторый итог всей истории альтернативной Америки. Хотя на этот раз авторы решили не просто показать жестокий боевик, но и добавить в него немало социальных высказываний. И сделали это настолько грубо, что чуть не испортили всё впечатление.
Логичная часть франшизы
Знатоки "Судной ночи" помнят, что в финале третьего фильма сенатор Чарли Роан победила на выборах и отменила узаконенное насилие. Однако концовка намекала, что это лишь усилило недовольство населения и проблемы в стране.
Во вступительной сцене "Судная ночь навсегда" поверхностно рассказывает о дальнейших событиях: в стране возрос уровень религиозной и расовой ненависти, что в очередной раз привело к столкновениям. Тогда власть снова захватила партия "Новые отцы-основатели", которые тут же вернули практику "судной ночи".
В центре сюжета нового фильма пара беженцев из Мексики Адела (Ана де ла Регера) и Хуан (Теноч Уэрта). Она работает в мясной лавке, он дрессирует лошадей на ранчо богатой семьи Такеров, регулярно сталкиваясь с нападками сына хозяина Дилана (Джош Лукас).
Во время очередной "судной ночи" все герои в меру возможностей прячутся и вроде переживают её без потерь. Но наутро оказывается, что некие террористические группировки продолжают убивать людей, продвигая "очищение" страны. Теперь Адела и Хуан должны объединиться с Такерами и добраться до мексиканской границы. Ведь только там можно спастись от насилия.
Франшиза "Судная ночь" удивительна по своей структуре. Чаще всего длительные серии фильмов с определённого момента начинают повторять один и тот же сюжет. Яркий пример — слэшеры вроде ленты "Пятница, 13-е". Но создатель и постоянный сценарист "Судной ночи" Джеймс ДеМонако каждый раз придумывает не только новую историю, но и меняет сам жанр. Франшиза стартовала как триллер, снятый за мизерные 3 миллиона долларов. Вторая часть превратилась в жёсткий трэш-боевик, а третья уже рассказывала о политике. Далее авторы сняли приквел "Судная ночь. Начало", а в сериале рассказали не только о самом ежегодном событии, но и о последующих днях.
Авторы явно отвечают на вопросы, которые могли бы возникнуть у зрителей при просмотре каждого фильма. Сначала всем было любопытно выйти за рамки единственного дома и увидеть массовое насилие. Потом стало понятно, что в виде бесконтрольной анархии "Судная ночь" работать не может, поэтому зрителю рассказали о политическом заговоре и желании устроить резню именно среди бедных.
Пятая часть словно родилась из многочисленных критических высказываний зрителей. Многие не могли поверить, что люди, которым позволено быть жестокими одну ночь в году, остановятся на этом. И действительно, "Судная ночь навсегда" показывает именно такое мрачное развитие событий. Причём иронично, что само время "чистки" здесь занимает не больше 10 экранных минут: на это все уже насмотрелись в предыдущих историях. Пришло время идти дальше.
Динамичный боевик с элементами хоррора
После выхода приквела часть зрителей осталась недовольна, поскольку авторы ушли от антиутопического боевика в сторону социальных вопросов, забыв об экшене. "Судная ночь навсегда" частично исправляет эту недоработку, возвращая атмосферу второго фильма.
Здесь снова показывают толпы людей в самых жутких и безумных масках и костюмах и невероятное количество оружия. Первую треть фильм разгоняется, зато потом почти всё действие продолжается под выстрелы и взрывы. Увы, большая часть происходит лишь фоном: явно не хватает крутого героя боевика, каким был Фрэнк Грилло. Но ближе к концу антураж станет почти апокалиптичным: в дело пойдут не только уличные банды, но и военные на танках. Ну а финальная схватка построена в самом классическом стиле: небольшая группа героев против превосходящих сил врага.
У этого подхода есть только два недостатка. Во-первых, злодеи здесь показаны максимально безлико. Чтобы хоть как-то добавить драмы, авторы буквально из ниоткуда вводят в сюжет антагониста, которому дают нелепую мотивацию и минимум времени для раскрытия.
А во-вторых, не стоит забывать, что "Судную ночь навсегда", как и предыдущие фильмы франшизы, выпускает студия Blumhouse, которая не любит вкладывать большие деньги в свои работы. Бюджет картины — 18 миллионов долларов, что для масштабного боевика очень немного (для сравнения: это примерно в 12 раз меньше, чем у "Довода"). Поэтому на общих планах слишком заметна компьютерная графика, а ярко поставленных погонь и перестрелок почти нет.
Со второй половины фильма станет понятно, почему действие предыдущих частей разворачивалось исключительно ночью: сражения при свете дня порой выглядят нелепо. Когда в картине темнеет, всё становится более контрастным.
Зато можно вспомнить, что эта же студия прославилась своими хоррорами. Значительная часть столкновений со злодеями здесь напоминает типичное построение ужастиков: они выскакивают из ниоткуда с громкими звуками. А одна очень остроумная ловушка даже напомнит франшизу "Пила".
Надоедливая социальность
Об актуальной составляющей тоже не забыли. И именно с этой частью у картины немало проблем. Конечно, "Судная ночь" всегда затрагивала спорные вопросы. Фильмы рассказывали о расслоении общества и политических провокациях. Новая часть берёт одни из самых важных для США тем: столкновения на почве расизма и одержимость жителей страны оружием.
Идея кажется неплохой, особенно та часть, в которой Мексика оказывается самым безопасным местом. То есть американцы сами должны стать мигрантами, чтобы спастись. Но вот воплощение настолько нарочитое и грубое, что от него иногда попросту неудобно. Количество клишированных злобных лозунгов в стиле "Очистим нашу страну" уже к середине картины переходит все допустимые границы. А сцену, где Адела рассматривает вывески магазинов с оружием, можно вырезать и пускать как социальную рекламу.
Авторы пытаются раскрыть неплохую идею о манипулировании мнением масс, показывая, что убийцами становятся и те, кто раньше сам страдал от унижений. Но делают это очень примитивно. Так, отец семейства Такеров нужен в фильме, чтобы произнести вдохновляющую речь и сгинуть навсегда.
Доходит до смешного: темнокожий герой и коренные американцы превращаются в типичных "богов из машины". Они появляются, помогают героям и просто уходят. Рассказать хоть что-то об этих персонажах даже не пытаются.
Понятно, для США эти темы в последние годы очень актуальны, и сюжет проводит явные параллели с реальными событиями. Возможно, на родине фильм зацепит своей социальностью большее количество зрителей. Но со стороны это выглядит слишком поверхностно и навязчиво, словно авторы придумали аллегорию, но так и не поняли, как её развить.
"Судная ночь навсегда" получилась удачнее предыдущей части. Своим экшеном фильм возвращает к самым ярким моментам франшизы, да ещё и расширяет границы событий. Но всё же излишне нарочитая социальная составляющая иногда портит впечатление. Из неоднозначного триллера с серой моралью картина превращается в набор стереотипных слоганов. Но если воспринимать историю как гротескную фантазию, от боевика можно получить немало удовольствия.
Кстати, Джеймс ДеМонако, ранее неоднократно заявлявший, что "Судная ночь навсегда" станет завершением франшизы, в последних интервью уже не столь категоричен. Он говорит , что может придумать и ещё одну часть. Видимо, всё зависит лишь от интереса зрителей.