3 сентября на стриминговом сервисе Amazon Prime вышла новая экранизация сказки "Золушка" от не слишком известного режиссёра Кэй Кэннон. Изначально всё внимание к картине привлекли два факта. Во-первых, сюжет обещали сделать более современным и показать главную героиню сильной и самостоятельной девушкой. А во-вторых, авторы подобрали необычный актёрский состав. Главную роль сыграла певица Камила Кабельо, которая прославилась после участия в The X Factor. А в образе феи-крёстной снялся известный актёр и шоумен Билли Портер. Причём его персонажа сделали гендерно-нейтральным.
К сожалению, вся шумиха вокруг фильма оказалась пустым звуком. Новая "Золушка" — самый скучный и невзрачный мюзикл, какой только можно представить. Феминистические лозунги здесь не подкрепляют никакими действиями, а актёрам не дают играть. Но самое плохое, что песни совершенно не запоминаются.
Неуклюжий сюжет
Скромная девушка Элла по прозвищу Золушка (в оригинале Ella и Cinderella созвучны) живёт со злобной мачехой и двумя вредными сёстрами, которые используют героиню как прислугу. Тем временем правитель королевства ищет невесту своему сыну — принцу Роберту, но тот отвергает всех кандидаток. Словом, завязка фильма полностью копирует сюжет сказки. Разве что сеттинг сочетает антураж средневековья с современными элементами.
Но дальше появляются существенные отличия. В свободное от работы по дому время Золушка придумывает и шьёт необычные платья. Даже на бал девушка пытается попасть не ради возможности выйти замуж, а мечтая показать свой талант дизайнера. Да и принц не хочет быть наследником старых порядков. Тем более его сестра Гвендолин лучше подходит для управления государством.
Изначальный сюжет "Золушки" далёк от современных ценностей и феминистических лозунгов. Так что при экранизации стоит либо оставлять оригинальную основу, либо полностью переписывать историю. Первое уже сделала студия Disney в 2015 году, выпустив красивый фильм с Лили Джеймс. Вторым всё тот же Disney занимается сейчас, создавая адаптацию Sneakerella (можно перевести как "Кроссовушка"), где героиню заменят на темнокожего парня, продающего кроссовки. А вот Sony и Fulwell 73, снявшие фильм для Amazon, остановились на полумерах. И это превращает сценарий в бессмысленный набор слоганов.
С одной стороны, Золушка буквально с первого появления заявляет, что будет самостоятельной и прославится без какой-либо поддержки. С другой, ей всё время кто-то помогает. Героиня не может продать платье — приходит принц и платит три цены. Девушка послушно соглашается не идти на бал, когда ей запрещает мачеха, — возникает фея-крёстная и всё организовывает. Даже будущая работодательница сама проявляет инициативу, Золушка же в ответ просто что-то бормочет. Да и сбегает с бала она благодаря всё тому же Роберту.
Да, Золушка талантлива (по сюжету, ведь не стоит на полном серьёзе разбирать дизайн платьев в мюзикле). Но она постоянно просто плывёт по течению, ожидая чьего-то участия в её судьбе. Странно делать такую героиню проводником высказываний о независимости.
А ведь именно на этой теме завязан весь сюжет. Причём подают его самым нелепым образом. Если кратко, то все мужчины в этой истории мямли, а женщины — целеустремленные и деловые. Разве что принц к финалу решит, что нужно не идти на поводу у отца, а жить в удовольствие. Поминутно упоминают свободу, равенство и что трудности лишь закаляют.
Для более полного раскрытия идеи даже вводят принцессу Гвендолин. Её главная задача — показывать, как патриархальные порядки угнетают женщин. Ещё она нужна для финального поворота, который очевиден уже после первой трети фильма. Хотя героине тоже придётся сначала дождаться одобрения короля.
И даже мачеху Золушки превращают из гротескной злодейки в обычную токсичную даму, не чуждую добрых эмоций. Небольшой спойлер: в финале окажется, что её отношение к жизни испортил именно мужчина.
Возможно, подобный подход мог бы показаться актуальным лет 20 назад. Но сейчас банальными заявлениями о girl power вряд ли кого-то можно удивить. А все доказательства громких слов хоть каким-то делом "Золушка" полностью проваливает.
Шаблонные песни и глупые шутки
Киномюзиклы — очень условный и театрализованный жанр. Эти фильмы зачастую не блещут сложностью сюжета: персонажей наряжают в яркие костюмы и раскрывают через песни и танцы.
Но в таком подходе есть и плюсы. Даже если сценарий оказывается банальным и скучным, у ленты есть шанс стать популярной за счёт яркого саундтрека. Именно поэтому многие поклонники были готовы простить "Кошкам" почти всё, кроме ужасно переделанных композиций. И потому же все влюбились в "Гамильтона": условную The Room Where It Happens просто невозможно выкинуть из головы.
Оригинальные песни к "Золушке" писала сама Камила Кабельо и несколько других авторов. Но в отдельные моменты возникает ощущение, что всё придумала нейросеть. В каждом тексте есть необходимый набор слов, соответствующий теме: обязательно говорят про свободу, стремления и талант. Современные речитативные куплеты переходят в протяжные диснеевские припевы. Однако все композиции звучат одинаково и совсем не запоминаются.
Есть и другая составляющая: кавер-версии известных песен, вписанные в сюжет. Но и здесь "Золушке" очень далеко до какого-нибудь "Мулен Руж". Достаточно вспомнить, как в последнем лирическую Roxanne от британца Стинга превратили в надрывное аргентинское танго с вокалом, подражающим Тому Уэйтсу.
В новой сказке треки Мадонны или Фредди Меркьюри перекладывают на типичное для мюзиклов многоголосие и танцевальные ритмы, но почти ничего в них не добавляют. Ярче всего выглядит мэшап из ритм-н-блюзовой What a Man и виолончельной версии Seven Nation Army от The White Stripes.
Не слишком интересную музыку пытаются разбавить юмором. И именно эта часть фильма получилась максимально ужасной. Самую удачную шутку отпустит Билли Портер, и она будет посвящена женским туфлям.
Откуда взялась настолько нелепая комедия, можно и догадаться. В кадре появится Джеймс Корден, который с незавидной регулярностью будет выдавать гэги, связанные, например, с мочеиспусканием. Именно этот телеведущий выступил автором идеи мюзикла. Вероятно, он же и придумал некоторые шутки. Вот только то, что может показаться забавным в рамках вечернего шоу, в фильме вызывает испанский стыд.
Хорошие актёры, которым не дают раскрыться
Ещё до премьеры больше всего обсуждали выбор исполнителей главных ролей. Много сомнений вызывала кубино-американка Камила Кабельо, и часто придирались именно к её национальности и цвету кожи. Но на самом деле больше стоило волноваться из-за отсутствия у неё опыта работы в кино.
И, конечно же, максимум споров спровоцировал эпатажный Билли Портер. Хотя и к этим претензиям много вопросов: будто в советской "Мэри Поппинс, до свидания" не было Олега Табакова с явной щетиной в роли мисс Эндрюс.
Однако после просмотра можно сказать: именно Золушка и фея — самое яркое, что есть в фильме. Точнее, они могли бы отлично раскрыться, если бы не бездарность сценаристов и режиссёров.
В те моменты, когда Кабельо дают не только вокальные номера (хотя поёт она отлично), но и драматические или юмористические сцены, актриса расцветает. Один из эпизодов, где она сидит на памятнике, действительно веселит.
Но постоянно возникает ощущение, что создатели "Золушки" будто боятся отдавать слишком много времени титульной героине. Внимание постоянно переключают, к примеру, на Пирса Броснана, неуклюже кривляющегося в образе короля. Единственная удачная шутка, связанная с этим героем, посвящена его ужасному вокалу. Это наверняка вызовет у поклонников не самые приятные флешбэки по фильмам серии Mamma Mia!
Портеру и вовсе дают всего 10 минут, которые актёр, к счастью, использует по максимуму. Его общая сцена с Золушкой выглядит отдельным фильмом, деконструирующим все законы сказок и мюзиклов. Фея выдаёт крутую фанковую песню и несколько шуток. Вот только большую часть текста герою прописала та же нейросеть. Он просто будет повторять девушке: "Ты справишься", — и исчезнет навсегда.
Новая "Золушка" — максимально неудачный и даже неуклюжий фильм. К сожалению, авторы увязли в попытках добавить социальные высказывания в сказку, взяв для этого совершенно неподходящий оригинал. Но что ещё хуже, в картине провалились именно музыка и юмор.
Однако появление настолько слабого фильма в чём-то даже полезно. Как минимум, это доказывает, что никто не будет хвалить картину только за наличие в ней актуальных тем: западные критики уже вовсю разносят "Золушку". Сейчас нет смысла просто заявлять о феминизме и самостоятельности, нужно как-то вписывать идеи в сюжет и подтверждать слова героев действиями. Остаётся надеяться, что другие режиссёры и сценаристы учтут это.