7 октября на российские экраны наконец-то выходит фильм "Не время умирать". Картина застряла в производстве на годы, сменив режиссёра (вместо Дэнни Бойла пришёл Кэри Фукунага), основу сценария и значительную часть команды. Потом релиз неоднократно переносили из-за пандемии. А параллельно ленту отправляли на досъёмки из-за того, что рекламируемая в кино техника за это время успела устареть.
И это уже не говоря о том, что изначально Дэниэл Крэйг не хотел возвращаться к образу Джеймса Бонда, эмоционально заявив: "Я скорее перережу себе вены".
К счастью, обещание он не выполнил и контракт в итоге подписал. Но этот выпад можно понять: актёр впервые появился в роли Бонда в уже далёком 2006-м. На сегодняшний день Крэйг играет спецагента дольше своих предшественников, хотя по количеству фильмов и уступает Шону Коннери и Роджеру Муру.
Но гораздо важнее, что персонаж фактически попрощался со службой в предыдущей части "007: Спектр". Он просто красиво уехал на старой машине в новую жизнь вместе с возлюбленной, которая, в отличие от других типичных "девушек Бонда", всё же не погибла.
Но теперь юбилейный 25-й фильм всё же добрался до экранов. Хотя если бы его отложили на несколько месяцев, то дата была бы двойная — ещё и 60 лет со старта франшизы. И хорошо, что это событие отмечают не началом новой эпохи, а прощанием со старой.
В отличие от довольно неровной и поспешной ленты "007: Спектр" новая картина ставит чёткую точку не только в судьбе Джеймса Бонда в исполнении Крэйга. Красивый и эмоциональный фильм, больше посвящённый рефлексии, чем войне со злодеем, будто подводит черту под всей историей классического кино про супершпиона.
Подведение итогов и прощание
Покинув службу, Джеймс Бонд вместе со своей возлюбленной Мадлен Суонн (Леа Сейду) путешествует по красивым местам, приучая себя не спешить и не оглядываться. Но однажды прошлое всё же настигает его, и герой, заподозрив девушку в предательстве, прощается с ней.
Спустя пять лет старый друг из ЦРУ Феликс Лейтер (Джеффри Райт) просит Бонда помочь в одном важном деле. Так бывший работник МИ-6 снова оказывается втянут в противостояние злодея, задумавшего править миром, и спецслужб разных стран. Ему предстоит столкнуться даже с новым агентом 007 — женщиной, которой отдали позывной Бонда.
Одной из первых отличительных черт эпохи Крэйга, стартовавшей с "Казино Рояль", стала связь фильмов о Бонде в единый киносериал. Всё же предыдущие картины — хоть с Коннери, хоть с Пирсом Броснаном — легко смотреть отдельно друг от друга. Достаточно в общих чертах знать, кто такой агент 007.
Но теперь каждая новая часть всё больше ссылается на события предыдущих. В ленте "Не время умирать" это достигает своего апогея: даже сама завязка построена на прощании с прошлым. Заодно возвращаются как старые друзья героя, так и злодей Блофельд из "Спектра". Иногда это выглядит слишком уж нарочитым давлением на ностальгию, но возможность хоть ненадолго увидеть Кристофа Вальца в кадре искупает всю ненужность его персонажа.
Однако отсылки не самоцель ради фанатов. Бонд Крэйга — единственный в истории франшизы, который получил полноценную биографию. В "Казино Рояль" показали начало его карьеры, и от фильма к фильму можно наблюдать становление и перемены в характере героя. Причём если 007 в исполнении Роджера Мура старел только физически, из-за чего авторам приходилось давать ему всё меньше экшена и больше шуток, то в версии Дэниэла Крэйга это выражается в переоценке поступков.
Уже в "Координатах „Скайфолл“" он выглядел уставшим и потерянным, в "Спектре" решал всё бросить. Теперь же пришло время оглянуться назад и осознать, что окончательно отказаться от прошлого получится только самым радикальным способом.
Эта несвойственная предыдущим Бондам рефлексия важна не только как финал одной конкретной эпохи. 25-я картина заставляет задуматься, что для классического 007 и вовсе не осталось места в новом мире. Даже эта версия агента, казалось бы, более современная, приземлённая и лояльная к женщинам, устарела. Пора расчистить поле для чего-то совсем другого.
Личная драма и история сильных женщин
Можно встретить мнение, что именно с появлением Крэйга авторы франшизы переосмыслили образ Джеймса Бонда. Он стал более неоднозначным как в плане поступков, так и в своей эмоциональности. Это не совсем так.
Агент 007 впервые искренне влюбился и задумал жениться ещё в далёком 1969-м в фильме "На секретной службе Её Величества", когда всего на одну картину играть главную роль пригласили малоизвестного Джорджа Лэзенби. А Тимоти Далтон в конце 1980-х показал Бонда, который злится, спорит с начальством и бросает службу ради личной мести.
И даже есть грустная ирония в том, что работы Крэйга теперь хвалят ровно за то, за что перечисленные выше фильмы вовсю ругали. Вот что значит "опередили своё время".
Но, действительно, современная эпоха показала нового спецагента. И дело даже не в том, что Бонд портретно перестал быть аристократом. Уже в "Казино Рояль" некогда сдержанный агент, реагировавший на всё лишь приподнятой бровью (ещё один привет из фильмов с Муром), растерянно сидел в одежде под душем рядом с рыдающей Веспер Линд в исполнении Евы Грин.
Упоминание этой героини неслучайно, ведь она незримо преследует Бонда вплоть до части "Не время умирать". И это ещё один показатель: трудно представить, что, например, персонаж Коннери будет годами страдать по утраченной любви и заочно вымаливать у неё прощение.
Режиссёр Кэри Фукунага, поставивший новый фильм, не зря славится проработкой характеров и драмы: именно он снял легендарный первый сезон "Настоящего детектива". Благодаря его таланту, герой превращается не просто в постаревшего и уставшего агента. Он одержим подозрительностью и слишком легко верит в предательство близкого, ведь раньше это уже случалось. Он срывается, теряется и попросту не знает, что ему делать.
Фактически Бонд лишился всего, чем когда-то жил: любви, приключений, даже, что символично, своего легендарного номера 007. И в данном случае он сам отказался от прошлого. А вот что делать дальше, уже не знает.
В процессе просмотра всё чаще приходит в голову, что словосочетание No time в заголовке можно трактовать несколько иначе — "нет времени". Бонд, возможно, и сам хотел бы уже умереть, да просто всё некогда, снова приходится спасать мир.
Нет, он всё ещё хорош в драках и погонях — в отличие от Мура. Но вот, например, с женщинами агент уже обходится совсем иначе. Переосмысление образов подруг Бонда — тоже не слишком новое явление. Уже в девяностые, в эпоху Броснана, они всё чаще становились не просто красотками, которых тот соблазнял (а иногда и попросту насиловал), а вовсю помогали в борьбе. Для персонажа Крэйга девушки превратились ещё и в тех, кто может либо поддержать и утешить, либо разрушить его мир. А к начальнице М в исполнении Джуди Денч герой и вовсе испытывал явно сыновние чувства.
"Не время умирать" снова лишь подводит итог перемен в характере Бонда. Разнообразие женских типов, ради проработки которых, видимо, и пригласили знаменитую сценаристку Фиби Уоллер-Бридж, здесь просто невероятное. Есть и новая крайне дерзкая 007 в исполнении Лашаны Линч (нет, она не будет следующим Джеймсом Бондом, "жёлтые" заголовки врут). Есть сексуальная Палома, которую играет Ана де Армас. Ненадолго мелькает старая знакомая Манипенни (Наоми Харрис). И, конечно, Леа Сейду в роли Мадлен.
Но важно понимать, что все эти героини индивидуальны. Они теперь не просто должны "радовать глаз", а выполняют совершенно чёткую функцию в сюжете. И даже слишком откровенное платье де Армас — лишь необходимость. Оно, кстати, не мешает ей раскидывать врагов. А вот Бонд почти равнодушен даже к такой красавице. Чуть ли не впервые женские персонажи становятся его коллегами без какого-либо намёка на влечение.
Единственное, на что здесь можно посетовать, — на новеньких почти не хватает времени. Но ещё больше растягивать и без того длинный фильм было бы просто непозволительно.
Классический экшен и плоский злодей
Возможно, любителей франшизы такой подробный рассказ о драме, усталости и трагических характерах может отпугнуть. Но не стоит напрягаться. Такие многословные описания нужны, лишь чтобы показать: "Не время умирать" глубже и интереснее, чем многие предыдущие части. В остальном же это самая традиционная лента про спецагента со всеми её достоинствами и недостатками.
Фильм Фукунаги даже веселее и энергичнее, чем предыдущий "Спектр". Вообще, фанаты давно уже заметили, что в эпоху Крэйга удачные и слабые картины идут через одну. "Не время умирать" подтверждает эту тенденцию.
Уже вступительная сцена, которая традиционно начинается до титров и заглавной композиции (на сей раз от Билли Айлиш), порадует невероятными трюками, погонями и прыжками с моста. Кстати, значительную часть трейлеров нарезали именно из неё.
Дальше будет сразу несколько эффектных массовых драк. Одна даже снята без видимых склеек живой ручной камерой (как тут не вспомнить знаменитый шестиминутный эпизод из "Настоящего детектива"). И, кстати, в данном случае такой подход отлично погружает зрителя в происходящее. В отличие от вступления к "Спектру", где длинный кадр просто показывал мастерство оператора, но не нёс никакой смысловой нагрузки.
В общем, для любителей экшена здесь достаточно красивых сцен: будут и невероятные автомобильные крушения, и полёты. Даже для привычных шуток Бонда хватит времени, и агент с помощницей успеют выпить по бокалу коктейля прямо в пылу очередной драки.
Но вместе с плюсами классических шпионских фильмов вернулись и проблемы. В первую очередь это касается злодея. Персонаж Рами Малека с максимально нелепым именем Люцифер ходит в жутковатой маске и говорит типичные фразы про спасение мира и контроль, которые мог бы произнести абсолютно любой антагонист.
Плоские и почти комичные враги типичны для франшизы. Но если в старые времена одержимый золотом Голдфингер из одноимённого фильма вполне соответствовал гротескному герою, то сейчас гораздо интереснее наблюдать за каким-нибудь хакером в исполнении Хавьера Бардема из "Координат „Скайфолл“".
В фильме "Не время умирать" за оскароносного Рами Малека даже обидно: играть ему совершенно нечего, персонаж скорее смешит, чем пугает, и даже не участвует в экшене. Да и его способ захвата мира тоже как будто пришёл из прошлого: вместо влияния на СМИ, взлома сетей или хотя бы контроля правительства — снова супервирус и тайные лаборатории.
Хотя, возможно, если бы и эта составляющая выглядела современно и серьёзно, картина окончательно погрузилась бы в депрессивную мрачность. А история Джеймса Бонда, даже такого реалистичного, должна развлекать.
"Не время умирать" — правильная и чёткая точка в очередном этапе франшизы. Фильм закрывает все арки и избавляет от недосказанности. Эпоха Крэйга, построенная на переосмыслении образа агента 007, получила достойное завершение: скорее эмоциональное и трогательное, чем пафосное. Но нынешний Бонд, никогда не скрывавший свои чувства, заслужил именно такого финала.
А фанатам остаётся ждать очередного перезапуска франшизы, которая теперь явно станет совсем иной.