21 октября в российских кинотеатрах в прокат выходит биографическая картина о викторианском художнике Луисе Уэйне. В своё время он влюбил в себя весь мир благодаря своим замечательным портретам кошек.
Проект байопика довольно долго лежал на полке, пока им не заинтересовались режиссёр Уилл Шарп и актёр Бенедикт Камбербэтч, которому очень понравился необычный герой.
Как это часто бывает, трейлер немного запутывает зрителя. Посмотрев его, можно подумать, что зрителей ждёт милый, чуть фэнтезийный байопик с котиками в кадре.
Здесь и правда есть прелестные животные, яркая, а порой даже кислотная картинка и много забавных камео. Так, в фильм буквально на несколько секунд "забежали" музыкант Ник Кейв, снявшийся в роли фантаста Герберта Уэллса, и вездесущий Тайка Вайтити, без которого, кажется, уже не обходится ни один хороший проект.
Но в остальном это скорее грустная история о распаде личности, написанная яркими красками. Она заставит вспомнить о "Больших глазах" Тима Бёртона и эстетике Уэса Андерсона. А ещё вы, вероятнее всего, прослезитесь прямо на сеансе.
Мрачная сказка о распаде личности
Чудаковатый аристократ Луис Уэйн после смерти отца остаётся единственным мужчиной в семье. На его плечи ложится нелёгкая задача — содержать пожилую мать и пятерых сестёр. Чтобы немного облегчить жизнь домашним, герой нанимает гувернантку Эмили Ричардсон. Между ним и симпатичной, образованной женщиной тут же разгорается роман.
Но из-за разницы в социальном статусе и возраста Эмили их союз не принимают в обществе. В фильме этот момент не уточняется, но девушке тогда было немного за тридцать, и в те времена она считалась едва ли не старой девой. Вдобавок вскоре после свадьбы новобрачная тяжело заболевает и через несколько лет умирает. Единственным утешением Уэйна становится их с Эмили любимый питомец — чёрно-белый кот Питер, с которого мужчина часто делает наброски.
Благодаря рисункам котов Луис скоро приобретает известность как иллюстратор-анималист. Но даже его талант не спасает семью от финансовых проблем. И на фоне всё новых ударов судьбы художник постепенно начинает терять рассудок.
Перед авторами стояла не самая простая задача. Одно дело — рассказать истории Винсента ван Гога или Эдварда Мунка, чьи проблемы постоянно находили отражение в их творчестве. И совсем другое — показать трагедию человека, рисующего улыбающихся антропоморфных котиков, жизнь которого при этом также переполнена горем.
В итоге режиссёру удалось найти нужный баланс: милые портреты зверей ещё трагичнее и глубже оттеняют историю о прогрессирующем психическом заболевании. Фильм снят в традиционном формате 4 : 3, при котором изображение выглядит почти квадратным. Такой художественный приём сразу придаёт кино некой наивности и очарования старины.
Симметричные кадры и нарочитая декоративность обстановки в первой трети картины не могут не напомнить о работах Уэса Андерсона — и это, в свою очередь, тоже придаёт ленте ощущение сказочности.
Но чем дальше, тем больше разрушается личность художника. В учебниках по психиатрии иногда приводят его работы в качестве иллюстрации, как шизофрения изменяет мышление: на ранних рисунках Уэйна котята выглядят реалистично, а ближе к концу его жизни распадаются на фрактальные узоры.
Создатели фильма отразили этот момент биографии при помощи красочных галлюцинаций: в какой-то момент Луис начинает видеть людей в образе кошек, а потом его реальность и вовсе растворяется в кислотной абстракции.
Прекрасный Камбербэтч и любовь к хвостатым
Важно, что Уиллу Шарпу удаётся пробудить в зрителе не только сочувствие, но и интерес к личности Уэйна. Конечно, во многом это заслуга блистательного Бенедикта Камбербэтча, чья харизма любого героя сделает достойным внимания. Но это не отменяет уникальности самого художника, который во многом опередил своё время.
Например, для многих зрителей станет откровением тот факт, что раньше забота о животных считалась чудачеством. Поэтому окружающих так удивляло, что Уэйн завёл кота именно в качестве любимого питомца, компаньона.
В наши дни жизнь домашних зверей принято ценить не меньше, чем человеческую. И всё это не в последнюю очередь благодаря огромному вкладу художника, чьи рисунки были пропитаны доброй иронией и бесконечной любовью к кошкам. Так что можно без преувеличения сказать, что сегодняшней популярностью эти животные во многом обязаны именно Луису Уэйну.
Электричество в жизни и в кадре
Ещё один важный мотив картины — увлечение художника наукой, в частности — электричеством. Даже само название фильма акцентирует на этом внимание: в оригинале оно звучит как "Электрическая жизнь Луиса Уэйна".
Эта тема сопровождала всю жизнь иллюстратора, и понимал он её очень своеобразно. Например, Уэйн верил, будто электричество, которое накапливается в шерсти кошек, тянет их на север, как магнит. Кстати, это отражено в одной из сцен фильма. В конце концов эти идеи становятся навязчивыми и перерастают в настоящий психоз.
Этот мотив тонко подчёркнут даже на уровне визуала. Внимательные зрители увидят, что в костюмах Клэр Фой, сыгравшей Эмили, почти всегда есть какой-то синий элемент. Этот оттенок в английском буквально называется "электрический синий" (electric blue).
Даже если вы никогда не слышали о Луисе Уэйне и его творчестве, обязательно посмотрите этот фильм. Он вряд ли поднимет вам настроение: всё-таки речь в нём идёт об очень серьёзных вещах. Но зато даст повод задуматься — о том, как со временем люди переоценивают свои взгляды, и о том, как важно заботиться о своём ментальном здоровье. А ещё о том непостижимом, удивительном мире, который скрывают глаза кошки.