28 октября одновременно в кинотеатрах и на "КиноПоиск HD" вышел полнометражный мультфильм "Кощей. Начало" от студии "Паровоз". Речь в нём, как понятно уже из названия, идёт о становлении известного героя русских сказок. Изначально релиз картины планировался на больших экранах, но из-за локдауна планы создателей изменились.

"Кощей. Начало" задуман как часть вселенной мультсериала "Сказочный патруль", рассказывающего о приключениях юных волшебниц, которые владеют силами четырёх стихий — тут поклонники "Клуба Винкс" должны были немного напрячься. И это выглядит как промах студии — ведь многие будут смотреть мультфильм, не зная о его истоках.

Но даже если вы в курсе, кто такие Алёнка, Варя, Маша и Снежка, вам, как и автору этого текста, легче не станет. Ведь создатели фильма приберегли в рукаве немало способов помучить зрителя.

До тошноты яркий визуал и музыкальная солянка

В абстрактном сказочном княжестве живёт храбрый воин по имени Кощей. Он одержим идеей отомстить Белому призраку — злому существу, погубившему его родных. Но для этого ему сначала нужно раздобыть особый артефакт — ключ Забвения. След приводит героя к дриаде Мэй и её младшему брату Бао, и вместе они пускаются в авантюрное путешествие в поисках реликвии.

Забавно, что сюжет мультфильма укладывается в несколько предложений, хотя плотность событий зашкаливает. Но вот парадокс: при этом не пропадает ощущение, будто на экране ничего толком не происходит.

Всё потому, что основной конфликт можно было бы раскрыть за 20 минут. Но создателям нужно было как-то растянуть хронометраж, поэтому оставшееся время они заполнили бессмысленными деталями, не имеющими отношения к истории.

Если смотреть "Кощея" больше 20 минут, можно получить приступ мигрени от тошнотворного обилия ярких цветов и быстро сменяющих друг друга пёстрых локаций. В лучшем случае зритель почувствует себя младенцем, перед лицом которого беспрестанно трясут погремушкой. В общем, если авторы задались целью создать самый раздражающий визуал в мире — им отлично это удалось.

Но этим дело не ограничивается: создатели решили по максимуму воздействовать не только на глаза, но и на уши зрителей. В этом музыкальном бардаке смешалось буквально всё. Хотите кельтские мелодии? Пожалуйста. Азиатские мотивы? Не обойдётся и без них.

В мультфильм вставили даже очень странный музыкальный номер в духе болливудских кинолент — хотя, кто знает, вдруг он задумывался как тонкая отсылка к "Скотту Пилигриму". Фильмы о Гарри Поттере, "Луни Тюнз" — это ещё не все ассоциации, которые придут вам в голову, когда вы попытаетесь вслушаться в музыкальный ряд.

Клише на клише и бесстыжие заимствования

В то же время "Кощей. Начало" в некотором смысле порадует тех, кто любит подмечать детали. Например, можно вести подсчёт каждый раз, когда на экране появляется очередное клише. Скажем, герои пытаются поцеловаться, но их всё время прерывают. Или тот, кто был злодеем, оказался хорошим, а вроде бы положительный персонаж, наоборот, раскрылся как плохиш.

Либо можно уподобиться персонажу Леонардо Ди Каприо, Рику Далтону, и бодро указывать на экран, когда увидите там элемент, позаимствованный из другого фильма. Пленённого персонажа приковывают точь-в-точь как Тай Лунга из "Кунг-фу Панды". В какой-то момент начнётся нелепая сцена с участием рыб — копий героев "Подводной братвы". А на фоне один раз промелькнёт потерянный родственник Кролика из диснеевского "Винни-Пуха".

Хотя самое большое заимствование ленты, конечно, сам Кощей — микс Геральта из Ривии и Флина Райдера, если бы из последнего выкачали всё обаяние. Картину довершают четыре героини "Сказочного патруля" — мультфильма-плагиата "Клуба Винкс".

Синдром одинаковых лиц и "деревянная" анимация

Фильм отчаянно мимикрирует под работы Disney: это видно и по вокальным вставкам, и по тому, как старательно художники копируют стиль рисования людей. На самом деле в диснеевских картинах героев, особенно женщин, и правда часто изображают довольно типично: слишком детские черты лица, небольшой курносый нос и гигантские глаза.

Именно за это, кстати, критиковали обе части "Холодного сердца", где главные героини — Анна и её сестра Эльза — выглядели почти идентично, различались лишь причёски и одежда.

Иногда доходит до смешного, как в случае с одной из недавних диснеевских работ — "Райя и последний дракон". Тогда в Сети шутили, что даже драконше Сису нарисовали лицо Эльзы. Хотя постепенно студия, кажется, что-то осознаёт: так, в предстоящем "Энканто" в центре внимания окажется девушка с чуть более необычной внешностью, чем мы привыкли.

Между тем студия "Паровоз" продолжает рисовать своим персонажам одни и те же смазливые лица. И это ещё полбеды: мимика при этом у них, мягко говоря, маловыразительная. Кстати, герои Disney, которыми так явно вдохновились создатели, пусть и похожи друг на друга, но выглядят совершенно живыми: они выразительно смеются, плачут, дурачатся и злятся.

Тут невольно переносишься мыслями на девять лет назад, когда на экраны вышел мультфильм студии Pixar "Храбрая сердцем". Тогда целая команда аниматоров трудилась над физикой движения волос принцессы Мериды. Чтобы кудри выглядели в точности как настоящие, художники разработали несколько вариантов завитков.

Стоит ли говорить, что результат вышел превосходным. В "Кощее" же волосы и плащ Мэй живут своей, отдельной от хозяйки жизнью. Причём уж очень малоподвижной.

Ничего русского в сказке о Кощее

В своё время российский блогер Руслан Усачев ругал "Три богатыря на дальних берегах" за то, что в одной из сцен в избе в Древней Руси висит зеркало. Так вот, по сравнению с "Кощеем" это просто ерундовая придирка.

Ведь ни в самих персонажах, ни в том, что их окружает, нет вообще ни капли аутентичности. Да, номинально тут есть Кощей, водяной, меч-кладенец, Баба-яга и прочие персонажи славянской мифологии. Только вот в их образах нет совершенно ничего русского.

Ничто во внешности героя не выдаёт в нём знакомого по сказкам Кощея — пусть и молодого. Он просто смазливая бесхарактерная болванка, к которой можно подставить любое имя. Его могут звать Кощей, а могут — Юджин Фицерберт или Робин Гуд.

И это больше всего раздражает и в то же время печалит. Волшебная "Тайна Коко" с головой погружала зрителя в мексиканскую феерию, выбрав главной темой экзотический для европейской культуры праздник — День мёртвых.

В "Храброй сердцем" авторы кропотливо воссоздавали атмосферу древней Шотландии. И ради одного лишь платья они сначала сделали реальный образец материи, а впоследствии в точности дублировали его на компьютере. А ведь за этими мультфильмами в основном стоят люди, для которых эти культуры даже не родные.

В нашем же случае, имея богатейшую славянскую мифологию, мы получаем "Кощея", в котором главный герой передвигается на мотоцикле без малейшей на то причины — это вам не "Вперёд" от Pixar, где каждая современная деталь сказочного сеттинга оправданна и имеет смысл. А Баба-яга в этом мультфильме пиратка — разумеется, просто так, смысла в этом нет.

Критикуя анимацию, часто можно услышать: зачем придираться к мультфильму, целевая аудитория которого — дети 4–12 лет. Да, скорее всего, совсем маленьким зрителям этот мультик даже понравится: их заворожит приторный визуал и назойливая музыка.

Но если вы ответственный родитель, которому важно, что смотрит ребёнок, знайте: нет вообще никакой разницы, пойти в кино на "Кощей. Начало" или дать ребёнку включённый YouTube с тоннами яркого, залипательного, а порой и вредного контента.