1. Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии

En duva satt på en gren och funderade på tillvaron

  • Швеция, Германия, Норвегия, Франция, Дания, 2014 год.
  • Фэнтези, драма, комедия.
  • Длительность: 101 минута.
  • IMDb: 7,0.

Это заключительная часть трилогии живого шведского классика Роя Андерссона, куда также входят "Песни со второго этажа" и "Ты, живущий". Как и предыдущие фильмы, эта картина состоит из коротких скетчей-зарисовок со своеобразным юмором.

Пересказать сюжет ленты попросту невозможно, хотя тут есть пара героев, которые появляются во множестве сцен. Это фильм не для всех: работы Андерссона можно либо любить, либо ненавидеть. Но остаться к ним равнодушным точно невозможно.

Смотреть в iTunes → Смотреть в Google Play →

2. Столетний старик, который вылез в окно и исчез

Hundraåringen som klev ut genom fönstret och försvann

  • Швеция, Россия, Великобритания, Франция, Испания, Германия, 2013 год.
  • Комедия, приключения.
  • Длительность: 114 минут.
  • IMDb: 7,1.

Алан Карлсон в молодости исколесил полмира и был на короткой ноге с лидерами разных стран. Теперь же герой обречён доживать свой век в скучном доме престарелых.

В итоге прямо в день своего рождения столетний юбиляр вылезает через окно и сбегает из приюта. Почти сразу он умудряется поссориться с бандитами и уезжает в неизвестном направлении, а по дороге вспоминает свою яркую жизнь.

В основу фильм лёг всенародно любимый роман шведского писателя Йонаса Йонассона "Сто лет и чемодан денег в придачу". Экранизация вышла такой успешной, что в США даже приобрели права на адаптацию европейского хита.

Смотреть в iTunes → Смотреть в Google Play →

3. Неуместный человек

Den brysomme mannen

  • Норвегия, Исландия, 2006 год.
  • Фэнтези, драма, комедия, детектив.
  • Длительность: 95 минут.
  • IMDb: 7,3.

Андреас каким-то странным образом попадает в идеальное общество. Люди вокруг него лишены эмоций и не живут толком, а существуют, как роботы. Герой, отчаявшись выбраться из города, пытается покончить с собой, но и умереть у него не выходит. Однажды он слышит в подвале одного из домов музыку, которая пробуждает в нём неясные чувства.

У бывшего музыканта Йенса Лиена получился крайне неординарный фильм. Картина высмеивает скандинавский социализм и вместе с тем пытается ответить на вопрос, что будет, если поместить человека в условия стабильности, доведённой до абсурда.

4. Гунда

Gunda

  • Норвегия, США, Великобритания, 2020 год.
  • Документалистика, драма.
  • Длительность: 93 минуты.
  • IMDb: 7,4.

Формально фильм "Гунда" норвежский, но снял его российский документалист Виктор Косаковский, а продюсировал актёр Хоакин Феникс. В картине нет сюжета, диалогов и даже музыки — только красивые съёмки животных под звуки природы. Но её уникальность в том, что режиссёру удалось без лишних слов донести до зрителей всю полноту жизни.

5. Европа

Europa

  • Дания, Швеция, Франция, Германия, Швейцария, Испания, 1991 год.
  • Триллер, драма.
  • Длительность: 112 минут.
  • IMDb: 7,6.

1945-й год. Молодой американец Леопольд Кесслер прибывает в послевоенную Германию, чтобы устроиться проводником пассажирского поезда. Он уверен, что война закончилась, однако вскоре понимает, что ошибся.

Датский режиссёр Ларс фон Триер создал себе репутацию безумца, снимающего провокационные и даже отталкивающие фильмы. Но это предубеждение мигом рассеивается, если посмотреть "Европу".

Эта тонкая и умная картина стилизована под старое чёрно-белое кино. Но периодически в повествовании встречаются вкрапления цвета, важные для понимания смысла.

Смотреть в iTunes → Смотреть в Google Play →

6. Вторая жизнь Уве

En man som heter Ove

  • Швеция, 2015 год.
  • Драма, мелодрама, комедия.
  • Длительность: 116 минут.
  • IMDb: 7,7.

Пожилой вдовец Уве Линдаль закрывается от мира в своём доме и выходит на улицу только ради того, чтобы поругаться с прохожими. Но внезапно по соседству появляется шведско-иранская семья и кардинально изменяет его жизнь.

Фильм снят режиссёром Ханнесом Холмом по мотивам известного шведского бестселлера "Человек по имени Уве", и он стал народным хитом у себя на родине. Но при этом лента затрагивает общечеловеческие темы, близкие зрителям в любой точке планеты. Авторы аккуратно разбавляют комедию драмой, так что фильм позволит и посмеяться, и поплакать.

Смотреть в iTunes → Смотреть в Google Play →

7. Торжество

Festen

  • Дания, Швеция, 1998 год.
  • Драма.
  • Длительность: 105 минут.
  • IMDb: 8,1.

Клингенфельды собираются отмечать шестидесятилетие главы семьи — богатого сталепромышленника Хельге. В честь этого события устраивают роскошное торжество в загородном особняке. Из Парижа приезжает старший сын Кристиан, любимец отца. Мужчину просят произнести тост в честь Хельге, и он внезапно выдаёт шокирующее признание. Оказывается, в прошлом миллионер неоднократно насиловал Кристиана и его сестру-близнеца Линду, покончившую жизнь самоубийством.

Когда-то датчанин Томас Винтерберг на пару с Ларсом фон Триером основал движение "Догма 95", чьи правила использовали кинематографисты всего мира. Суть состояла в запрете на искусственное освещение, декорации, реквизит и многое другое.

Позже они оба отошли от собственных принципов, а Винтерберг прославился на Западе картинами с Мадсом Миккельсеном "Охота" и "Ещё по одной", далёкими от "Догмы". Тем интереснее посмотреть "Торжество" — работу времён манифеста.

8. Осенняя соната

Höstsonaten

  • Швеция, Франция, Германия (ФРГ), Великобритания, Норвегия, 1978 год.
  • Драма, мюзикл.
  • Длительность: 99 минут.
  • IMDb: 8,2.

Всемирно известная пианистка Шар­лотта и её взрослая дочь Ева, жена пастора, семь лет были в ссоре и не виде­лись. Дочка решает сделать первый шаг и приглашает мать к себе в гости. Шарлотта не подозревает, что её ждет неприятный сюрприз: Ева забрала из клиники для душевнобольных парализованную младшую сестру, которую мать фактически там бросила.

Шведский режиссёр Ингмар Бергман за свою жизнь снял 64 полнометражных фильма, а спектаклей поставил около 170. Начинать знакомиться с таким богатым наследием можно с любой более или менее известной работы. Или сначала посмотреть позднюю картину мастера "Осенняя соната", соединившую в себе социальную и психологическую драму.

Сюжет выстроен, как всегда у Бергмана, очень грамотно. Сначала зритель знакомится с Евой и её мужем, затем с Шарлоттой и лишь потом осознаёт суть конфликта между матерью и дочерью. Причём обе стороны в чём-то правы, а в чём-то вино­ваты.