История франшизы Kingsman началась в 2015 году, когда Мэттью Вон адаптировал комикс Марка Миллара "Секретная служба". Фильм скорее пародировал, чем продолжал типичные сюжеты шпионских боевиков, но искусная постановка, отличные актёры и остроумный сюжет сделали его одним из лучших представителей жанра за последние годы. Картина моментально покорила критиков и зрителей и принесла неплохую прибыль студии. А Марк Миллар по этому поводу даже переиздал оригинальный комикс, добавив туда упоминание службы Kingsman (раньше герои были просто агентами MI6).

Разумеется, на фоне успеха тут же запустили в разработку продолжение, получившее подзаголовок "Золотое кольцо". И уже тогда стало ясно, что двигаться франшизе некуда. Во втором фильме просто выкрутили на максимум комедийную составляющую, сделав сюжет более притянутым и повторив множество приёмов из первой части. Авторы даже пошли на худший с точки зрения драмы ход — оживили убитого персонажа. Картина не слишком запоминалась, но всё ещё держалась на юморе и необычных съёмках — экшен Вон ставил максимально сложно и энергично.

А дальше всё пошло по законам шоу-бизнеса. Поскольку и сиквел оказался успешен в прокате, Kingsman решили развить до полноценной франшизы. Мэттью Вон взялся снимать приквел, а на очереди третья часть и всевозможные спин-оффы.

Правда, "King’s Man: Начало" сильно задержался из-за пандемии: картину изначально планировали выпустить аж в 2019 году. Но в США и Великобритании она вышла только в декабре 2021-го, а в России стартовала 13 января 2022-го.

И теперь с уверенностью можно сказать, что столь долгое ожидание было напрасным. Приквел лишь подтверждает, что франшиза застопорилась, не успев толком развиться. Новый фильм представляет собой сборник самых странных и неуклюжих сюжетных ходов, которые даже и смешными не назвать. Авторы как будто и сами не определились с настроением работы. И к тому же забыли об интересных съёмках.

Историческое безумие

В начале XX века работник Красного Креста Орландо, герцог Оксфорд (Рэйф Файнс), вместе со своей женой и сыном прибывает с благотворительной миссией в Африку. В начавшейся перестрелке супруга погибает от шальной пули. Перед смертью она просит Орландо поклясться, что их сын Конрад никогда не окажется на войне.

Проходит время, в 1914 году герцог вместе с подросшим отпрыском (Харрис Дикинсон) пытается предотвратить начало международного конфликта. Некий злодей организовал по всему миру сеть шпионов, в которую входят Григорий Распутин (Рис Иванс), Эрик Ян Хануссен (Даниэль Брюль), Мата Хари (Валери Пахнер) и другие тёмные личности. Они хотят поссорить русского императора, немецкого кайзера и британского короля (всех троих играет Том Холландер). И всё это ради того, чтобы уничтожить Англию и освободить родную Шотландию.

Главным героям вместе с помощниками нужно победить Распутина, который травит опиумом императора, и прекратить войну. Всё осложняется тем, что Конрад мечтает отправиться в армию и служить с простыми солдатами.

Возможно, уже на упоминании Распутина и прочих исторических личностей многие читатели поймут, что сценарий фильма, мягко говоря, странный. Действительно, проблема картины отчасти кроется в смене формата. Раньше сюжеты Kingsman разворачивались в некоей обособленной реальности: мир похож на наш, но без конкретных пересечений. Теперь же авторы берут множество реальных людей из прошлого и засовывают их в водоворот вымышленных событий.

Но беда не в самом подходе, примеров смешения истории и фантазий в кино очень много. Взять хотя бы "Бесславных ублюдков" Квентина Тарантино или знаменитый сериал "Великая". Основная проблема в том, что "King’s Man: Начало" делает это даже не в пародийной, а в почти клоунской манере. Это лучше всего видно по небольшим появлениям правителей. В том, что всех троих сыграл один актёр, ещё можно найти иронию, они были родственниками. Но вот воплощение, особенно в случае с кайзером Вильгельмом, напоминает сценку из журнала "Каламбур": он лишь гримасничает и трясёт большими усами. Что уж говорить о моменте, когда император Николай стоит на коленях перед Распутиным, а тот его поит наркотиком из креста.

А когда покажется, что хуже уже быть не может, в кадре появится Ленин.

Конечно, и в предыдущих частях франшизы злодеи выглядели карикатурными. Достаточно вспомнить шепелявого героя Сэмюэла Л. Джексона, заедавшего коллекционное вино гамбургерами. Но здесь попытались показать сразу несколько исторических личностей, а в итоге хоть как-то раскрыли лишь Распутина. Этот персонаж и так выступал антагонистом чуть ли не в десятке фильмов разного жанра. Но в ленте "King’s Man: Начало" он больше всего похож на версию из фильма "Анастасия" 2020 года с рейтингом 2,9 на сайте IMDb. Ту самую, где персонаж участвовал в танцевальном батле вприсядку, а потом его победили с помощью качелей.

В нашем подкасте "Смотритель" Михаил Вольных определил такие сюжеты как "пьяные аниматоры на Красной площади". Вряд ли можно сказать точнее.

Самоповторы и скачка по жанрам

Возможно, даже эту вакханалию можно было бы принять, если бы сюжет картины был достаточно динамичным и интригующим. Но, похоже, и здесь авторам было попросту нечего показать.

В предыдущих фильмах было интересно, как именно злодеи хотят поработить мир и зачем им это нужно. Хотя в сиквеле с раскрытием мотивации и справились с трудом. Теперь основная тайна — личность антагониста. Но, во-первых, об этом можно догадаться через полчаса, уж слишком стандартно его вводят в действие. А во-вторых, ответ на этот вопрос попросту ничего не меняет. Даже когда он в финале, следуя стандартам шпионского кино, начнёт рассказывать о своём плане, это не вызовет ни удивления, ни восторга.

Ещё хуже, что фильм попросту разваливается на отдельные сцены, которые ещё и различаются по жанру. Понятно, что по законам драмы нужно перемежать экшен с более серьёзным повествованием. Но очень странно видеть рядом гэги, будто пришедшие из комедийных скетчей, и рассказ о войне, напоминающий "1917" Сэма Мендеса.

С какого-то момента начинает казаться, что Вон и его соавторы просто пытаются склеить исторический боевик с образом Рэйфа Файнса из провальных "Мстителей" 1998 года (правда, сравните его образы в этих картинах) и обязательными отсылками к Kingsman. В итоге получается странный монстр Франкенштейна, в котором буквально любой поворот просто повторяет события из первых фильмов, даже не пытаясь объяснить их.

В каждой из картин главный персонаж знакомится с деятельностью секретной службы. Но в первой части к этому подводили логично, а в "Золотом кольце" он вынужденно отправлялся в США и встречался с местным аналогом Kingsman. Теперь же крутые шпионы появляются в сюжете из ниоткуда.

Кроме того, в "Секретной службе" гибель героя Колина Фёрта была важным трагическим событием. В сиквеле самопожертвование персонажа Марка Стронга превратили в комедию. Теперь смерть одного из героев показывают просто случайностью.

Но хуже всего, что повторяют даже ироничные диалоги. Так, пошлые фразы из первого фильма уже обыграли в продолжении: вместо красавицы-принцессы с одним из героев заигрывал Элтон Джон. В "King’s Man: Начало" флиртует Григорий Распутин. То есть один и тот же ход используют в третий раз, причём всё более нелепо. И это вызывает лишь испанский стыд.

Скучный экшен и притянутый юмор

Если спросить поклонников франшизы, какая сцена им больше всего запомнилась, наверняка большинство сразу назовёт резню в церкви из первой части. Эпизод идеально сочетал жестокость, остроумие и очень сложную постановку.

Да и в целом первые два фильма отличались именно качественным экшеном. Будь то необычная хореография движений героини Софии Бутеллы с лезвиями вместо ног или упражнения Педро Паскаля с лассо. В сиквеле сложность съёмок даже возросла: многочисленные драки превратились в самостоятельные клипы, а камеру заставили прыгать, летать и переворачиваться вместе с героями.

Так вот, можно забыть обо всей этой красоте и остроумии. Нет, конечно, в ленте "King’s Man: Начало" будет несколько неплохо поставленных сцен. Например, воспоминания герцога о своём военном прошлом, показанные от первого лица. А новый уровень компьютерной графики позволяет виртуальной камере влетать в подводную лодку и давать крупный план персонажа.

Но мало того, что авторы не придумали ничего нового, они отказались от большинства сложностей, показанных раньше. За весь фильм будет лишь одна запоминающаяся экшен-сцена. Да и та останется в памяти только благодаря своей нелепости.

Речь снова о Распутине, который порядка 5 минут будет драться с героями, параллельно исполняя балетные па под вариации на музыку Чайковского.

Этому же герою отдают часть шуток. Правда, выражаются они чаще в том, что персонаж просто рычит или говорит о сексе. Ну а ещё он с дикими звуками моментально съедает половину пирога.

Да и в остальных сценах остроумие Kingsman, которое и так сильно потерялось в сиквеле, в новой части превращается в банальные гэги. К примеру, зрителей пытаются рассмешить, крупно показывая усы кайзера. Юмор хорошо сработает лишь в паре моментов: перед сценой приёма у президента США на пару минут захочется поверить, что знакомый стиль вернулся. Но надежды очень быстро рухнут.

Увы, "King’s Man: Начало" окончательно упускает всё то, за что зрители когда-то полюбили первый фильм. Если раньше сюжет удачно сочетал разные жанры, приправляя их яркими шутками и крутым экшеном, то теперь это разваливающаяся на части история с пародийными героями и совершенно не вписывающейся темой войны. При этом картина даже не захватывает и не веселит: действие развивается слишком медленно, а юмор стал исключительно плоским и пошлым.

Западные критики уже разругали новую часть, да и её сборы пока не покрывают стомиллионный бюджет. Видимо, авторам всерьёз стоит задуматься, как именно они хотят продолжать франшизу и стоит ли это делать вообще.