В ночь с 27 на 28 марта 2022 года прошла очередная церемония награждения "Оскар". На этот раз премия оказалась максимально спокойной и предсказуемой. "Дюна" ожидаемо собрала технические номинации, получив аж шесть статуэток. "Сядь за руль моей машины" выиграл в категории "Лучший международный фильм". Джейн Кемпион взяла награду за режиссуру "Власти пса". А работа Пола Томаса Андерсона "Лакричная пицца" не получила ничего — теперь у этого автора 11 номинаций на "Оскар" и ноль побед.
Единственная картина на премии, о которой можно и даже нужно говорить, — "CODA: Ребёнок глухих родителей". Работа номинировалась в трёх категориях и забрала все награды. В том числе и "Лучший фильм".
Это интересно сразу по нескольким причинам. Несмотря на типичную для "Оскара" проблематику и победу на фестивале Sundance, лента "CODA: Ребёнок глухих родителей" казалась тёмной лошадкой. Картину поставила малоизвестный режиссёр Шан Хейдер. Фильм вышел сразу на стриминговом сервисе Apple TV+, а давно известно, что "Оскар" не слишком жалует картины, миновавшие прокат. Так, Netflix годами пробивается в главные номинации, и даже иронично, что в итоге его обошёл более молодой конкурент.
Да к тому же это ремейк французской ленты "Семейство Белье" 2014 года, что обычно тоже отталкивает академиков. В последний раз такую картину награждали в 2007-м — но это были знаменитые "Отступники" от Мартина Скорсезе со звёздным актёрским составом.
И всё же "CODA: Ребёнок глухих родителей" победил заслуженно. Ведь Хейдер смогла снять очень живой и трогательный фильм о сложных взаимоотношениях в семье. О жизни подростка, который встаёт перед непростым выбором, и о том, как важна поддержка близких. И при этом сюжет избегает банальностей и морализаторства.
Фильм показывает сложную жизнь без трагедий
Юная Руби Росси (Эмилия Джонс) живёт со своими родителями и братом в небольшом городе Глостер. Их семья, как и многие другие, зарабатывает рыболовством. Вот только Росси отличаются от окружающих. Всё дело в том, что Руби — единственная слышащая в этой семье (её родных действительно сыграли актёры с потерей слуха), поэтому она должна помогать близким в работе и контактах с окружающими.
При этом девочка учится в школе и записывается на занятия по музыке. Вскоре оказывается, что она отлично поёт, и преподаватель хочет развивать её талант. Но Руби нужно выбирать между своими перспективами и поддержкой родных.
При таком сюжете картина очень легко могла превратиться в традиционную манипуляцию: зрителю показывают людей с нарушениями слуха и объясняют, что им живётся труднее, чем окружающим. Но прелесть "Ребёнка глухих родителей" как раз в том, что авторы всеми силами избегают такой трактовки.
Жизнь Росси нелегка, но по большей части у них те же проблемы, что и у других. Например, слишком жадные перекупщики, дающие низкую цену за рыбу. Мало того, семья при всех сложностях здесь показана совершенно счастливой. Они ценят и любят друг друга и всеми силами борются за своё будущее.
Это часто приводит к комичным или даже немного стыдным моментам. Но на лёгкой неуклюжести и строится обаяние героев. Той же Руби бывает неловко не оттого, что её родители не слышат, а потому что они начинают объяснять очевидные истины про презервативы. Или когда сами занимаются сексом в соседней комнате.
"CODA: Ребёнок глухих родителей" радует как раз отсутствием стигматизации необычных людей. Им действительно бывает сложнее в мире, который играет по другим правилам. Но это не повод чувствовать себя несчастными и не их просьбы о снисходительности. Просто другой взгляд на жизнь.
"CODA: Ребёнок глухих родителей" говорит о проблемах необычного подростка
Интересно, что картину можно условно разделить на две сюжетные линии, хотя они переплетаются друг с другом. Помимо упомянутой истории про всех Росси, отдельно раскрывают и жизнь Руби. Здесь можно отчасти посетовать, что её будни вне дома иногда слишком напоминают традиционное подростковое кино о поисках себя: стеснительная девушка раскрывает свои таланты в хоре и пытается найти свой путь.
Но эти банальности компенсирует интересный подтекст. Главная проблема Руби в том, что она чувствует себя чужой не только в школе, но и дома. Сверстники подшучивают над ней из-за работы, поскольку от девушки иногда пахнет рыбой. А родные физически не могут разделять её увлечение музыкой. И в какой-то момент "CODA: Ребёнок глухих родителей" будто переворачивает идеи картин о необычных подростках.
Было бы очень легко снять фильм о неслышащем ребёнке, который не может найти контакт с семьёй. Но получается, что Руби отделяет от родных как раз её нормальность, отсутствие физических особенностей. Доходит до того, что брат в какой-то момент говорит: "Всё было хорошо, пока ты не появилась". Героиня слишком часто чувствует себя просто функцией, необходимым посредником для членов своей семьи в их работе. Хотя на самом деле родители просто не всегда могут выразить свою любовь.
Но лучше всего выглядит финал. Нельзя сказать, что он слишком выдающийся, но опять же создатели избежали традиционных манипуляций. В таких историях очень любят показывать, как герой осознаёт, что семья — это главное. "Ребёнок глухих родителей", наоборот, напоминает, что у каждого человека свой путь и банальное "если любишь — отпусти" очень актуально хотя бы в отношении повзрослевших детей.
Сюжетно "CODA: Ребёнок глухих родителей", возможно, даже слишком оскаровская драма. Здесь есть и сложная жизнь необычных людей, и ненавязчивая мораль. Но всё же лента аккуратно обходит почти все банальные приёмы, оставаясь искренней и трогательной. И она действительно заслужила все три премии.
Трой Коцур, сыгравший отца Руби, запоминается в картине больше всех, и именно ему ушла награда как лучшему актёру второго плана. Шан Хейдер отлично переработала сюжет под американские реалии, и лента честно получила премию за лучший адаптированный сценарий. А теплота и невыдуманные эмоции позволяют назвать CODA лучшим фильмом. Ведь его просто очень приятно смотреть.