19 мая в российских кинотеатрах выходит фильм "Клон". Его поставил малоизвестный режиссёр Райли Стернс, а вот главные роли сыграли актёры, отлично знакомые поклонникам сериалов: Карен Гиллан, известная по "Доктору Кто", и звезда проекта "Во все тяжкие" Аарон Пол.

Но даже с этими артистами фильм наверняка прошёл бы незаметно, если бы не исчезновение из российского проката большинства западных блокбастеров. И странным образом именно тот факт, что "Клон" — один из немногих крупных голливудских релизов, может испортить отношение к картине.

Трейлеры и описание подают работу Стернса чуть ли не как фантастический боевик. А на деле это неспешная инди-драма о поисках цели в жизни. Поэтому впечатления будут сильно зависеть от ожиданий зрителя: он может показаться как пустой оболочкой, в которую забыли добавить экшен, так и трогательной драмой.

В фильме "Клон" хорошо проработан необычный мир

Сара (Карен Гиллан) живёт в мире, очень похожем на наш. Девушка пребывает в постоянной депрессии, почти не общается с матерью, а вечерами объедается фастфудом и смотрит порно. Почувствовав себя плохо, Сара идёт к врачу и узнаёт, что смертельно больна. Тут и раскрывается главное отличие киномира от реальности: здесь люди могут сделать "замену" — заказать себе клона, который останется с близкими после их смерти.

Неотличимые двойники появляются на свет с совершенно чистым сознанием, и оригиналу нужно обучить их своим привычкам. Так поступает и героиня: она получает свою слегка бракованную копию (у двойника глаза другого цвета) и принимается воспитывать её.

Однако постепенно клон захватывает весь мир Сары: она уводит у девушки парня и налаживает общение с матерью. А тем временем сама героиня узнаёт, что излечилась. Но остаться может только одна Сара, поэтому старая и новая версии должны бороться за право на жизнь.

Концепция двойников, которые сталкиваются с оригиналами, одна из популярных и даже заезженных тем в кинофантастике. Например, не так давно вышли провальный боевик "Гемини", ужастик "Мы", сериал "Ужиться с самим собой" с Полом Раддом. И режиссёр Райли Стернс явно это осознавал, приглашая Карен Гиллан на главную роль. Ведь все фанаты "Доктора Кто" помнят, как актриса играла постаревшую версию себя в эпизоде "Девочка, которая ждала", робота-двойника своей героини в серии "Давай убьём Гитлера" и рассуждала о душе клонов в "Мятежной плоти". То есть для поклонников британской легенды это буквально очередной эпизод любимого сериала.

И в первую очередь в этой истории радует именно задумка. В отличие от условного "Чёрного зеркала", здесь не просто показывают мир, где каждый может создать свою копию (иначе получилось бы как в "Симпсонах" — все начали бы себя бездумно размножать), а пытаются хоть как-то логически обосновать их правовой статус.

Производство клонов ограничено, во-первых, законом: его может заказать только умирающий человек. Во-вторых, очень высокой стоимостью: многие ли захотят так тратиться на то, что будет важно только после их смерти? И даже на исключительный случай, который произошёл с Сарой, есть правило. Странное и очень спорное, но есть. Причём неоднозначности добавляет и тот факт, что героиня должна сама оплачивать существование копии, которая планирует её убить.

При этом создатели "Клона" не отправляют зрителя в фантастическое будущее. Не считая наличие клонов, Сара живёт в самом обычном и знакомом мире, где ездят на бензиновых машинах, смотрят DVD и едят фастфуд. Такой подход делает сюжет фильма более понятным. Кажется, что нечто подобное может произойти уже сейчас: кто знает, до чего дошла современная генетика.

"Клон" нестандартно обходится с моралью

Сам смысл встречи с двойником фильм тоже берёт не из фантастических боевиков, а из более драматических сюжетов. Даже в упомянутой комедии "Ужиться с самим собой" персонаж Радда в какой-то момент понимал, что его копия действительно во всём лучше оригинала. Из чего возникал вопрос: а точно ли он достоин занимать своё место просто по праву условного "первородства"?

В хорроре "Мы" финальный твист и вовсе показывал, что положительный персонаж и злодей могут меняться местами. А в "Докторе Кто" главный герой проворачивал такой ход для проверки идентичности.

"Клон" вроде бы и продолжает эти идеи. Но в какой-то момент выворачивает историю ровно противоположным образом. Если копия полностью повторяет характер Сары, а та ещё и сама её воспитывала, было бы странно, если бы из двойника получился другой человек. В итоге клон буквально повторяет судьбу оригинала.

Мало того, фильм ненавязчиво заставляет задуматься о том, что, завидуя другим людям, мы замечаем их достоинства и свои недостатки. Но на самом деле копия Сары не освоила множество элементарных вещей. Просто у неё поначалу больше энергии, чтобы проявлять себя.

Но постепенно они обе становятся действительно одинаковыми. И поэтому финал фильма выглядит скорее философским, чем драматичным. В конце концов, какая разница, кто из них будет жить, если различия незаметны?

В картине мало экшена, но так и задумано

Если посмотреть трейлер, то наверняка покажется, что "Клон" — довольно динамичная история о девушке, которая должна сражаться на арене со своим двойником. Этакий "Безумный Макс — 3: Под Куполом грома", но в реалистичных декорациях.

Мало того, на обложках некоторых роликов Карен Гиллан красуется в латексном костюме с топором. Вот только она вообще не появляется в таком имидже. Звезда "Дивергента" Тео Джеймс, которому посвящена чуть ли не треть промоматериалов, и вовсе мелькнёт на пару минут во вступлении.

Увы, именно это может смутить и даже разозлить некоторых зрителей. Поэтому лучше заранее понимать, что "Клон" будет мрачно подшучивать над клише фантастических фильмов, а не следовать им.

Если сравнивать с другими картинами, "Клон" — это скорее "Лобстер", нежели "Голодные игры".

Получив ещё один год, героиня сначала просто наблюдает, как её выдавливают из собственной жизни. Потом она узнаёт, что излечилась, и готовится к схватке: ищет наставника и посвящает много времени тренировкам. Именно здесь действие превращается в откровенную пародию на множество боевиков о восточных единоборствах, где герой под руководством опытного воина превращается в машину для убийств.

Здесь и методы подготовки будут странными, вплоть до просмотра глупых и кровавых фильмов, и даже оплата, когда у Сары закончатся деньги, — это, пожалуй, самая милая сцена с участием Аарона Пола.

Однако всё это не приведёт к какому-то эпичному финалу: действие не превратится в кровавое месиво. И в этом нет никакого обмана. Ведь в жизни скорее произошло бы то же самое, что и с главной героиней. Если задуматься, к моменту, когда обе версии Сары должны отправиться на поле, битва давно уже состоялась.

Самое главное — не ждать от "Клона" динамичного сюжета и элементов фантастического боевика. Этот фильм не столько о борьбе за жизнь, сколько о поисках смысла в ней. И это выделяет картину из множества подобных сюжетов. Ведь несмотря на то, что действие разворачивается в необычном мире, и герои, и события кажутся очень знакомыми. Поэтому понять и почувствовать эту ленту очень легко.