8 июня на цифровых платформах вышел новый фильм с главным актёром-мемом Николасом Кейджем. Ещё во время разработки стало понятно, что "Невыносимая тяжесть огромного таланта" будет очень необычной. Актёр сыграет не очередного странного персонажа, каким его привыкли видеть в последние годы, а преувеличенную версию самого себя.
При этом не слишком известный режиссёр Том Гормикэн (до этого он снял только "Этот неловкий момент" с Заком Эфроном) не превратил картину в бесконечный поток отсылок, а просто снял сюжет, который одинаково легко смотреть как знатокам мира кино, так и начинающим зрителям. Причём вторым, возможно, даже будет интереснее.
А кроме этого, в фильме можно увидеть искреннюю и довольно трогательную драму, ведь "Невыносимая тяжесть огромного таланта" не просто история про актёра, а послание всем творческим людям.
Здесь Кейдж играет Кейджа, которому является молодой Кейдж
Николас Кейдж (Николас Кейдж) когда-то был звездой кино: он снимался и в экшен-блокбастерах, и в авторских работах. Но эти времена давно прошли. Кейдж слишком часто появлялся в посредственных фильмах, чтобы подзаработать, а теперь и вовсе сидит без ролей. Он разошёлся с женой, с трудом находит общий язык с дочерью. А ещё ему является молодой Ник Кейдж (омоложенный Николас Кейдж) и всячески ругает свою постаревшую версию за упущенный потенциал.
В конце концов актёр решает бросить профессию. Чтобы погасить долги, он принимает очень странное предложение: отправляется на Майорку на день рождения миллионера Хави Гутьерреса (Педро Паскаль). Тот оказывается милейшим человеком, да ещё и фанатом Кейджа, мечтающим показать актёру свой сценарий. А вот ЦРУ утверждает, что Хави — преступник, который похитил дочь кандидата в президенты. И поэтому Николасу Кейджу нужно вывести нового знакомого на чистую воду.
Уже в самом выборе актёра на главную роль есть ирония. Казалось бы, в этот сюжет впишется абсолютно любой вымышленный персонаж. Дружба с преступником и одновременно шпионские игры — классика кино, вспомните хоть "Бриллиантовую руку", хоть десятки подобных работ из Голливуда. Но тогда "Невыносимая тяжесть огромного таланта" потеряла бы тот самый метаюмор.
Николас Кейдж, благодаря своей гротескной манере игры, давно уже превратился в мем — достаточно вспомнить легендарную сцену из "Поцелуя вампира". Мало того, его экранная версия буквально повторяет судьбу самого актёра. Он и правда успел сняться в бесконечном количестве фильмов в стиле "Бюро человечества" (кто-нибудь его вообще видел?) и надолго пропал из поля зрения массового зрителя.
После безумной роли в "Мэнди" все снова заговорили о Кейдже. И сейчас он перешёл в странный авторский кинематограф, играя то в трешовых "Узниках страны призраков", то в депрессивной "Свинье". То есть артиста с такими скачками карьеры ещё поискать.
Заодно напрашиваются и параллели с "Адаптацией". Там актёр играл реального сценариста этого фильма Чарли Кауфмана, который пытается придумать сценарий картины. А заодно Кейдж исполнил роль и его несуществующего брата-близнеца.
Заранее понятно, что в "Невыносимой тяжести огромного таланта" Кейдж не просто будет выпячивать свои худшие стороны, как Мэтт Леблан в "Эпизодах", а предложит очередной перформанс, который будет держаться на самой личности актёра. Что он и делает. Для начала повторяя фразу "Я никуда не уходил" — как ответ всем критикам, которые говорили о его возвращении в "Мэнди". А после этого начинает скакать по граням того самого таланта, то играя очень натуралистично и убедительно, то снова ударяясь в гротеск.
Увы, "Невыносимая тяжесть" не такая смелая, как "Адаптация". Экранный Кейдж всё же выглядит персонажем, а не живым человеком, случайно зашедшим на площадку. Словно в роли, которая могла стать бенефисом актёра, ему всё же поставили рамки. Да и потенциал молодого Ника толком не раскрыли: он появляется только в качестве комедийной отбивки, не сильно влияя на происходящее.
Здесь трудно сказать, побоялся ли автор глубоко уходить в метаюмор или же специально не стал перегружать лёгкую комедию. Это отчасти расстроит критиков, которые заранее возложили на картину невыносимую тяжесть огромной ответственности и мечтали о торжестве постиронии. Но зато позволит насладиться фильмом простым зрителям.
Это душевное бадди-муви
"Невыносимая тяжесть огромного таланта" не останавливается лишь на раскрытии Николаса Кейджа. Строго говоря, Педро Паскаль в этой картине играет намного лучше и в общих сценах перетягивает всё внимание на себя.
Его Хави — совершенно искренний и даже наивный фанат, который встретился со своим уставшим кумиром. Но не разочаровался, а влюбился в него ещё больше. Именно на их взаимоотношениях держится половина прелести картины.
Если отбросить всё описанное в предыдущем блоке, покажется, что смотришь приключенческое кино: новоиспечённые друзья прыгают в воду с утёса и убегают от вымышленных преследователей. А параллельно Кейдж выполняет миссию ЦРУ, поминутно совершая бредовые поступки.
Но при этом стремление Хави заинтересовать звезду сценарием уводит "Невыносимую тяжесть" в ещё более глубокие слои иронии. Ведь главные персонажи противоположны не только по характеру и статусу. Они буквально находятся на разных уровнях нарратива. Если Кейдж в образе самого себя как бы выходит за рамки вымышленного мира, то Хави в исполнении Паскаля погружается в свой придуманный сценарий, играя роль внутри другой роли.
В тексте это может показаться сложным, но на самом деле в "Невыносимой тяжести огромного таланта" всё работает интуитивно. Есть простейшая основа: встреча двух человек, которые неожиданно становятся друзьями. Из этого вырастает энергичное бадди-муви, построенное по всем правилам кино: со своевременными поворотами сюжета и трудностями, которые приходится преодолевать.
Но если в какой-то момент подумаете, что фильм стал слишком предсказуемым, а то и вовсе ушёл в другой жанр, который не подходит к основному действию, — вы попались на главную задумку автора.
"Невыносимая тяжесть огромного таланта" превращается в деконструкцию кино
В середине картины Николас Кейдж, пытаясь выведать секреты своего друга, предложит ему новую тему для сценария. Хави будет спорить, утверждая, что такая идея не подходит для его истории — она слишком выбивается из задумки. Но Кейдж объяснит, что зрителей нужно зацепить жанровым клише, спрятав в него личное высказывание.
По сути, в этот момент главный герой объясняет весь смысл самой "Невыносимой тяжести огромного таланта". И в этом плане фильм даже хочется поставить в один ряд с франшизой "Крик", а то и с ужастиком "Хижина в лесу". Ленты первой давно уже превратились из ироничных триллеров в подробные лекции о структуре сиквелов и перезапусков. Второй и вовсе называют хоррором, который объясняет все хорроры.
"Невыносимая тяжесть" тоже отчасти кино о кино. Возможно, слишком лобовое — идею, что персонажи живут в придуманном ими же сценарии, повторят несколько раз. Но если присмотреться, фильм деконструирует саму первооснову этого искусства. Сначала позволяет взглянуть на творчество глазами актёра, потом — персонажа. Зато дальше, когда доходит до сцены с употреблением наркотиков, предлагает взгляд со стороны. Хотя по всем правилам комедии зритель будет ждать субъективного восприятия происходящего.
Можно спорить, специально ли режиссёр отказался от ходов, которые сами напрашивались в сюжет, или попросту упустил потенциал. Всё зависит от восприятия: скептики найдут много недоработок, а то и вовсе заскучают, зато те, кто хочет просто повеселиться, оценят иронию.
Но Тома Гормикэна точно можно похвалить за то, что он не стал превращать "Невыносимую тяжесть" в бесконечный набор отсылок к другим ролям Кейджа. Здесь вспоминают лишь основные его работы. Хотя "Без лица" всё-таки придётся посмотреть заранее, а то есть риск не понять несколько очень хороших шуток.
Создаётся ощущение, что режиссёр не просто хотел выразить свою любовь к Николасу Кейджу и дать ему в очередной раз оторваться на экране. "Невыносимая тяжесть огромного таланта" иногда обращается ко всем творческим людям и просто поклонникам искусства. Тем, кто безуспешно уговаривает окружающих посмотреть "Кабинет доктора Калигари" вековой давности, доказывая, что это интересный фильм. Кто вынужден объяснять, что иногда приходится идти на компромиссы и просто работать ради денег. И просто тем, кто в какой-то момент устал бороться с невосприимчивостью публики и решил всё бросить.
Для них мантра Кейджа "Я никуда не уходил" может стать отличной мотивацией, чтобы снова взяться за любимое дело и найти вдохновение в чём-то новом.
"Невыносимая тяжесть огромного таланта" — фильм, который можно одновременно назвать и простым, и сложным. Подобно ленте "Всё везде и сразу" он предлагает необычную концепцию, но не перегружает действие отсылками и неоднозначностью. По сути, это просто приятная комедия с драматическим подтекстом, то есть почти 2 часа приключений, юмора и, конечно, Николаса Кейджа.