В прошлом месяце на стриминговой платформе Hulu вышла камерная романтическая комедия "Удачи тебе, Лео Гранд", которая с лёгкой руки российских локализаторов (фильм по понятным причинам так и не вышел в отечественный прокат) получила название "Любовь по вызову", как бы недвусмысленно намекая нам на сюжет.
С одной стороны, решение со сменой названия вполне обоснованное: в конце концов, в ленте затрагиваются темы, о которых далеко не каждый захочет говорить, а уж тем более — слушать. С другой стороны, русская локализация придала детищу австралийского режиссёра Софи Хайд не совсем уместную и даже ненужную легковесность, которая может создать у зрителя заведомо ложные ожидания от просмотра.
Здесь важно понимать, что "Любовь по вызову" — картина, диаметрально противоположная большинству голливудских ромкомов, выходящих в летний прокат.
Для этого достаточно взглянуть на её фестивальную историю: премьера "Любви по вызову" состоялась в начале 2022 года в рамках смотра независимого американского кино "Сандэнс", затем мелодрама была показана в одной из параллельных программ Берлинского кинофестиваля. Увы, в обоих случаях фильм оставили без заслуженных наград, однако отзывы первых зрителей были в основном положительными.
Среднестатистическому российскому зрителю имя австралийки Софи Хайд вряд ли что-то скажет. Две её предыдущих работы — сатирическая комедия "Дикие" (2019) и драма "52 вторника" — так и не добрались до наших экранов, оставшись в нише малобюджетного авторского кинематографа, малодоступного для мейнстримовой аудитории. Тем не менее "Любовь по вызову", во многом благодаря участию британской актрисы Эммы Томпсон, всё-таки смогла привлечь к себе внимание масс — и не зря.
Сюжет мелодрамы разворачивается вокруг чопорной 55-летней учительницы Нэнси (собственно, Томпсон), которая не так давно похоронила супруга. Вместе с одиночеством вдовство принесло Нэнси и внезапную свободу — теперь она не обязана быть "образцовой" женой или жить по общественным правилам приличия. Кажется, пришло время открыть в себе что-то новое.
И этим "новым" для главной героини, как ни странно, становится её сексуальность. Так уж получилось, что за всё время супружеской жизни Нэнси ни разу не получила оргазм. Теперь она намерена сделать всё возможное для того, чтобы узнать, что же такое эта "высшая точка наслаждения". На помощь в столь непростом деле приходит опытный жиголо по имени Лео Гранд (Дэрил МакКормак), у которого, впрочем, имеются собственные эмоциональные проблемы в отношениях с женщинами.
"Любовь по вызову" обманывает ожидания зрителя
Сценарий "Любви по вызову", написанный британской актрисой и комиком Кэти Брэнд, вполне мог бы сойти за театральную постановку — поистине в этом фильме много разговоров: длинных и коротких, душевных и неловких, смешных и напряжённых — но, как ни странно, очень мало динамики. Большая часть действия разворачивается на территории одного и того же номера в элитной английской гостинице, где раз за разом проходят интимные встречи Лео и Нэнси.
Причём назвать их "интимными" в общепринятом понимании этого слова довольно сложно: для героини Эммы Томпсон, которая всю сознательную жизнь знала только одного мужчину, впустить в свою жизнь кого-то нового и уж тем более открыться для ярких чувственных впечатлений — задача непростая.
К счастью, Лео Гранд оказывается крайне далёк от образа типичного жиголо: его врождённая эмпатия и интеллект помогают, казалось бы, далёким друг от друга персонажам наладить связь — как эмоциональную, так и физическую. Однако до долгожданной разрядки дело всё равно не доходит.
В этом плане "Любовь по вызову" — фильм, который во многом не соответствует ожиданиям зрителя.
В нём нет привычной для нас "магии ромкома", главные герои чуть более чем полностью лишены экранной химии, все сантименты отброшены, а во главу угла поставлено не воспетое классиками доброе и вечное чувство, а самое простое плотское удовольствие, которое, вопреки стандартам большинства голливудских мелодрам, далеко не всегда присутствует в жизни женщины.
"Любовь по вызову" рушит большую часть киношных стереотипов о гендерных отношениях, но делает это без надрыва, а с лёгкой иронией, вызывая не отторжение, но искреннюю улыбку.
"Любовь по вызову" похожа на душевную беседу с психотерапевтом
Важно отметить, что "Любовь по вызову", помимо всего прочего, кино глубоко социальное, поднимающее чаще всего замалчиваемые и даже табуированные в современном обществе вопросы, связанные не только с женской, но и с мужской сексуальностью.
Каждое свидание главных героев, каждый их шаг навстречу друг другу способствует проработке внутренней травмы.
Причём у каждого она своя. И если у Нэнси это навязанные патриархатом закрепощённость и отсутствие внутренней свободы, то у Лео Гранда — отсутствие свободы внешней, общественная стигма, с которой сталкиваются работники секс-услуг по сей день. Деятельность Лео по-прежнему остаётся вне закона, ему приходится маскироваться под эскорт или что угодно, но только не быть самим собой. Брат Гранда думает, что он работает на нефтяной вышке, а мать и вовсе отреклась от него из-за несоответствия параметрам так называемой маскулинности.
И здесь 55-летняя Нэнси, всю жизнь живущая по заветам системы, которая рассматривала её как мать, учительницу, жену, но никак не женщину, выступает для Лео олицетворением того самого, консервативно настроенного социума. На собственном примере она объясняет парню, что проблема вовсе не в нём. Проблема в обществе, которое подавляет в человеке его природную индивидуальность, стремится превратить его в винтик, работающий на благо цивилизации, но, увы, не ради собственного душевного здоровья.
По большому счёту, как Нэнси, так и Лео являются жертвами токсичного влияния культуры, в которой выросли. Просто героине Эммы Томпсон потребовалось чуть больше времени, чтобы это понять: в конце концов, социальное угнетение женщин имеет под собой куда более глубокие корни, чем публичное порицание "самой древнейшей профессии".
"Любовь по вызову" дарит нам одну из лучших ролей Эммы Томпсон
Для 63-летней британской актрисы Эммы Томпсон, знакомой многим по фильмам "Реальная любовь", "Разум и чувства" и франшизе о Гарри Поттере, роль рефлексирующей преподавательницы Нэнси стала настоящим челленджем. И, вероятно, одной из самых заметных работ в кино за последнее время. Персонаж Нэнси — это радикальный ответ всем сексистским, эйджистским и в целом уже крайне устаревшим мнениям о том, что возрастная женщина, а уж тем более дама, переступившая порог менопаузы, не может быть привлекательной или жить насыщенной интимной жизнью.
В "Любви по вызову", помимо задушевных разговоров, довольно много откровенных моментов, невероятно непривычных для восприятия обывателя. Финальная — шокирующая и одновременно абсолютно феерическая сцена — ставит в принятии Нэнси собственного тела окончательную и логическую точку, даря долгожданное освобождение не только ей самой, но и зрителю, который пусть и глубоко внутри, но также подвержен токсичным стереотипам.
Картина Софи Хайд определённо придётся по вкусу тем, кто ищет в жанре романтической комедии что-то новое — как минимум, интересных размышлений и нетипичных пейрингов — и совершенно не понравится тем, кто включит её ради слащавой любовной истории. Этот фильм можно слушать и понимать, но в него нельзя окунуться, чтобы расслабиться и забыться. Для кого-то это, возможно, станет большим недостатком, но всем остальным "Любовь по вызову" точно подарит два часа истинного кинематографического наслаждения.