1 декабря на Оkko состоялась премьера первого сезона сериала "Замёрзшие". Главные герои пытаются найти маньяка, который убивает россиян холодом.
Режиссёром проекта выступил Адильхан Ержанов ("Чёрный, чёрный человек"), над сценарием работали Александр Матвеев ("Слуга народа") и Максим Иванов ("Нулевой пациент"). Главные роли сыграли Артём Быстров ("Дурак") и Лена Тронина ("Аврора"). Продюсер сериала — Александр Цекало, имеющий в своём активе "Метод".
В провинциальном городе Костомукши обнаруживают замёрзшую женщину. Её муж, следователь Евгений Рудин, вместе со своей помощницей Марией начинает расследование. Странный маньяк продолжает убивать людей, оставляя их мёрзнуть на морозе, а Рудин разрушает свою жизнь, пытаясь выйти на след.
Следователи работают слишком плохо
Несмотря на то, что "Замёрзшие" является детективом, ждать интересного расследования не нужно. О том, кто на самом деле убивает людей, зрителям сообщают уже во второй серии. Остаётся дождаться момента, когда об этом узнают и следователи, но возникают проблемы.
Абсолютно все полицейские и следователи в "Замёрзших" работают ужасно. Они могут не заметить улику, которая находится под носом, а потом проигнорировать все совпадения.
Например, убийца оставляет автомобильный номер на месте преступления. Проходит день, и, обсуждая обстоятельства смерти, следователи как бы мимоходом предлагают проверить, кому принадлежит номер, — для них это неожиданная идея. Патологоанатом может осматривать тело, в котором есть пулевое ранение, а потом не заметить, что саму пулю вытащили и украли.
Впрочем, даже полнейшее попустительство персонажей не мешает вести расследование, ведь улики прямо сыплются на голову. Стоит героям заглянуть в случайную урну, пристально посмотреть на окно или провалиться в сугроб, как они тут же обнаруживают ценную информацию.
Главный герой раздражает
Уже в первой серии становится понятно, что главный герой не очень хороший человек. С каждым последующим эпизодом его мерзкая натура проявляется всё больше. Сначала он кажется мудаком с тонкой душевной организацией и неконтролируемыми вспышками ярости, затем — невыносимым идиотом.
Нет ничего страшного в подобном герое, однако люди вокруг него как будто не замечают, с кем имеют дело. Они словно говорят "ну да, немного не в себе" про человека, который бьёт каждого второго встречного, направляет пистолет на каждого третьего и повторяет слово "закрою", то есть посажу, намекая на последствия для тех, кто с ним не согласен.
Пустые персонажи не вызывают сопереживания
Каждый второстепенный персонаж скорее напоминает NPC из игр. Простые фразы, одни и те же локация и одежда — разве что не дают квесты. Лена Тронина, одна из самых интересных молодых российских актрис, играет большое ничто — у её героини просто нет личности. Следователь Мария — это пятно, которое регулярно мелькает возле главного героя, больше она ничем не запоминается. Кажется, что только у маньяка есть хоть какое-то подобие личности, но она теряется на фоне попытки показать его максимально безумным.
Примерно к четвёртой серии можно даже забыть о том, что погибшая в начале сериала женщина имела отношение к главным героям. Муж, бывший муж и сын настолько погружены в свои дела, что им уже наплевать на потерю близкого человека. Отсутствие эмпатии у персонажей не позволяет сочувствовать им.
Зрителей держат за дураков
Иногда авторы сериала считают зрителей идиотами, поэтому показывают сцены, объясняющие происходящее. Например, перед убийством злодей обязательно достанет оружие и даже внимательно на него посмотрит под зловещую музыку — ну, чтоб совсем по-злодейски. Находка улики сопровождается кадрами, на которых показывают, к кому именно они могут привести.
"А вы знаете, у кого красная куртка?" — интригующе спрашивают сценаристы, имея в виду человека, которого десять раз показали в красной куртке. А затем показывают ещё раз.
Но на этом глупости не заканчиваются. Если вас в детстве бесили песни в мультфильмах, то пятая серия "Замёрзших" напомнит, какие чувства вы испытывали. В совершенно неподходящий момент герои поют толпой под гитару песню Виктора Цоя. При этом звук даже не обработан — то есть мы видим, как люди открывают рот под песню, записанную в студии.
История не заслуживает такого хронометража
Первая серия выглядит как нуар. Таящая в себе опасность тихая провинция, эмоциональные персонажи, вечно идущий снег приправлены нетривиальным сюжетом. Однако всё, что зритель узнаёт о персонажах в первой серии, актуально до самого конца — ничего не изменится. Уже к третьему эпизоду сериал сбивается на самоповторы, а на пятом становится невыносимым.
Весь сезон длится 350 минут — слишком много для сериала, где всё предопределено уже в первом эпизоде. Кажется, что эта история могла уместиться и в 100 минут.
Заимствования не помогают
"Замёрзшие" напоминает большую энциклопедию по сериалам прошлого десятилетия. Третий сезон "Декстера", второй сезон "Настоящего детектива", первый сезон "Моста" — сценаристы берут всё, что им нравится, но совместить элементы не выходит. Получается каша, а не сериал, который хочется смотреть.
Забавно, но по таким же принципам был сделан другой проект Александра Цекало — "Метод": тогда авторы даже не скрывали источники вдохновения (те же самые "Декстер" и "Настоящий детектив", но первый сезон). Но у "Метода" была харизма Хабенского, понятные герои и развитие от первой серии к последней — "Замёрзшие" выдыхается на середине.
"Замёрзшие" — сериал с интригующим началом, превращающийся в скучные повторения уже к середине сезона. Раздражающий главный герой, а также совершенно нелепое расследование преступления точно не стоят 350 потраченных минут. Впрочем, момент, когда герои начинают петь, можно считать верным сигналом к прекращению просмотра.