26 января состоялась российская премьера фильма "Крушение". Режиссёром картины выступил Жан-Франсуа Рише — автор двух частей "Врага государства № 1" и ремейка на "Нападение на 13-й участок". В главных ролях новой картины снялись Джерард Батлер, Майк Колтер ("Люк Кейдж"), Йосон Ань ("Мулан"), Даниэлла Пинеда ("Мир Юрского периода: Господство").
В самолёт, летящий над Тихим океаном, попадает молния. Из-за этого на борту перестают работать все электронные приборы. Пилот Броуди Торранс с трудом совершает посадку на острове, которым правят вооружённые бандиты. Пока пилот пытается найти способ связаться с авиакомпанией и сообщить о своём местоположении, местные берут в плен пассажиров и экипаж. Чтобы спасти их, Торранс просит помощи у Гаспара — преступника, которого экстрадировали этим же рейсом. Тем временем авиакомпания нанимает частную военную организацию, чтобы вызволить экипаж и пассажиров из логова бандитов.
Структурно "Крушение" максимально простое кино. Самолёт взлетает, с трудом приземляется, затем появляются преступники, а герой вступает с ними в схватку. Эти четыре отрывка длятся примерно равное количество времени — около 25 минут каждый. Каждый из них строится по самой простой драматургической схеме: завязка, конфронтация и развязка. В этом нет ничего особенного. Удивляет другое: в сценарии нет ничего, кроме завязки, конфронтации и развязки. Диалоги, личные характеристики героев, экшен — все элементы фильма не имеют значения, поскольку на первом плане всегда сюжет.
"Крушение" не может быть непредсказуемым, поскольку в нём нет пространства для неожиданного момента. За 100 минут фильм показывает два более-менее нормальных диалога: один в начале первого акта, второй в начале третьего.
Отсутствие нормальных диалогов упрощает всех персонажей. Герои "Крушения" настолько пусты, что в них можно носить воду. Они с самого начала делятся на хороших, плохих и колеблющихся.
Торранс, Гаспар, главарь бандитов и один сотрудник авиакомпании — в фильме есть лишь четыре человека, которые принимают хоть какие-то решения. Ближе к концу картины становится очевидно, что это иллюзия, поскольку лишь преступник Гаспар наделён волей выбора — остальные просто катятся по сюжетной линии.
Возможно, главное преимущество Гаспара — минимальное количество информации о нём. Был военным, легко убивает, не хочет в тюрьму — вот и вся биография. А ещё он постоянно молчит, то есть не дискредитирует себя (в этом фильме реплики делают персонажей хуже). Лишь один раз он выдаёт шутку про христианское искупление — просто потому, что в классическом боевике должна быть отсылка к Библии.
Зато много говорит Джерард Батлер, который не особо и притворяется Броуди Торрансом. Он крутой, темпераментный, смелый и вообще он молодец. Батлер готов пожертвовать собой, поскольку чувствует ответственность за пассажиров и играет главную роль. В первом (и предпоследнем) нормальном диалоге пилот говорит, что несколько лет назад у него умерла жена. Впоследствии выяснится, что этот факт никак не влияет на героя. С таким же успехом он мог рассказать о том, что любит фисташковое мороженое или занимался в детстве теннисом.
Впрочем, на фоне безымянных бармалеев, бегающих по джунглям с винтовками, Батлер кажется глубокой личностью и интеллектуалом. Например, преступники могут толпой охранять заложников, а потом просто отвернуться на несколько минут и не заметить, что к ним кто-то крадётся. А ещё они одержимы iPad — почему-то именно их злодеи ищут в вещах пассажиров наравне с драгоценностями.
У жутких и грязных бандитов есть глава — правда, выглядит он как Рокки-метросексуал в индийском фильме. В общем, Батлер посадил самолёт в странном месте.
Кстати, в офисе авиакомпании бандитов постоянно называют "сепаратисты". Добавляя, что на острове нет и не было государства. От кого они "отсепарировались" — загадка.
Свидетели повестки, считающие количество людей разных рас в фильмах, полюбят "Крушение". Чернокожий преступник, разбирающийся в электронике азиат, смелый белый мужчина и безвольные женщины — всё как в боевиках 80-х. Не хватает разве что поцелуя от самой красивой дамы фильма, но Джерард Батлер слишком увлечён собой, поэтому справится и сам.
"Крушение" — ярчайший пример формулы "так плохо, что даже хорошо". Он не старается быть драмой и не претендует на статус хорошего боевика. Фильм смешной даже в сценах, которые не содержат шуток. Если бы "Крушение" вышло в 80-х, то его бы вспоминали примерно наравне с "Коммандо", "Красной жарой" и прочими "Кобрами". В 2023 году он выглядит как милая открытка, доставленная с огромным опозданием.