24 февраля на Apple TV+ состоялась премьера первого эпизода сериала "Связь". Режиссёром выступил Стивен Хопкинс, работавший над "Бесстыжими" и "Блудливой Калифорнией". Сценарий написала Виржини Брак, известная зрителям французского телевидения. В главных ролях снялись Венсан Кассель и Ева Грин. Кстати, это не последняя совместная работа актёров в этом году: они появятся в новой экранизации "Трёх мушкетёров" в роли Атоса и Миледи.
Два сирийских хакера крадут секретные файлы своего правительства. Они получают информацию о готовящихся в Европе терактах, а также непубличных отношениях европейских чиновников и сирийской власти. Французские спецслужбы пытаются вывезти их в Париж, но операция срывается, поэтому хакеры оказываются в Лондоне. Теперь их выслеживают британские власти и французский агент-внештатник. Удивительным образом оказывается, что последний когда-то был влюблён в одну из глав британской госбезопасности.
Шпионские штучки
Вряд ли сценаристы знают про внутреннее устройство шпионского мира больше, чем зритель. Из-за этого сериал изобилует довольно странными эпизодами. Непонятный внештатник в Сирии проваливает задание, потом возвращается во Францию, а после обеда с новыми документами отправляется в Англию. Возникает ощущение, что герой Касселя — единственный агент во Франции. Задание ему даёт частная контора, работающая на государство, то есть правительство не хочет марать руки… и именно поэтому выдаёт герою фальшивый паспорт на имя человека, обладающего статусом дипломата. Если он провалится, то участие властей станет очевидным.
Конечно, сценарий не обязан быть реалистичным. К примеру, сериал "Медленные лошади" не претендует на правдивое изображение британских спецслужб, но он с самого начала объясняет, по каким законам они существуют в конкретном сериале. А вот прошлогодний "Старик" делал акцент на агенте-пенсионере, который не понимает, как работают спецслужбы в современном мире — зритель узнавал правила игры вместе с героем.
"Связь" с самого начала намекает, что никаких объяснений не будет. "У нас есть Венсан Кассель, мы будем переодевать его столько, сколько захотим", — будто говорит сценарист, представляя актёра в костюме пожарного.
"Связь" использует и классический для шпионских историй атрибут — титр в духе "Елисейский дворец, Франция". При этом сюжет не бросает героев по всему миру, они находятся в одних и тех же местах. С таким же успехом можно вставлять титры в сериал "Офис" ("кабинет Майкла", "подсобка", "лифт", "парковка").
Бюрократические странности
Нелепо выглядят и шишки, которые намеренно сливают операции — это замечает зритель, но другие герои этого не видят. Возможно, не видят потому, что работают совсем спустя рукава. Когда неизвестные взламывают британские системы безопасности дважды за сутки, то чиновники пожимают плечами и говорят, что это совпадение. И не важно, что некие хакеры прямо намекают на готовящийся теракт — да ладно, кто-то просто балуется!
Системы власти двух стран демонстрируются по-разному. Французский президент (поедающий круассаны) участвует в принятии оперативных решений, а британские бюрократы долго не могут решить, докладывать ли профильному министру про очередное происшествие. Может показаться, что французское государство соперничает с маленькой группой британских чиновников, но это мишура — фон для Венсана Касселя и Евы Грин, всё зависит только от них. Видимо, именно поэтому сценаристы не особо озабочены тем, как будут выглядеть все эти бесконечные госслужащие.
Супермен Венсан Кассель
Герой Венсана Касселя — это то, что представляет человек, когда слышит словосочетание "крутой агент". Харизматичный, смелый, находчивый — у него есть всё, чтобы выполнять задания и влюблять в себя зрителей. Он разговаривает на нескольких языках (в том числе русском), круто дерётся, но ещё круче переодевается каждые 5 минут, а потом вновь возвращается к кепке и кожанке. Естественно, единственное, перед чем Кассель бессилен, — это любовь.
Если представить на месте Касселя другого человека, то персонаж получился бы идиотским — ну правда, это пародия на пародию. Однако харизма актёра делает любое его появление на экране праздником. Можно разозлиться из-за очередного странного сюжетного поворота, а потом увидеть, как Кассель цепляется за дно машины и попадает на закрытую территорию отеля. Затем идёт мимо наклонившегося мужчины и ловко вытаскивает из его заднего кармана ключ. Стоит ли после этого всерьёз ругать сценарий за идиотское изображение бюрократии — или нужно просто наслаждаться сериалом?
Кстати, сценарий также на стороне Венсана Касселя. Почти всё, что связано с Евой Грин, отдаёт скукой: медленные диалоги, вдумчивые взгляды в собеседников, британская бюрократия. А потом появляется Кассель в образе бомжа (но мы-то знаем, что он выслеживает цель) — и становится весело.
Развлекающие опасности
Несмотря на то, что первые 10 минут намекают на нечто серьёзное, действительно серьёзной оказывается лишь любовная линия. Противодействие терактам и всякие государственные угрозы — фон, на котором можно показывать Венсана Касселя. Он шутит над новой фамилией в фальшивом паспорте, иронизирует над опасностью операции и подкалывает бывших коллег. Диалоги, не претендующие на серьёзность, написаны блестяще. При этом Касселю удаётся подчёркивать комичность ситуаций молча, но и без кривляния.
"Связь" — это великолепный убийца времени. Если отказаться от занудства и просто смотреть комичный сериал с отличным актёрским составом, то приятные эмоции гарантированы. Если всерьёз относиться к внутренней логике, то "Связь" начнёт раздражать. Но дать шанс проекту стоит хотя бы ради Венсана Касселя — в конце концов, он даже на русском разговаривает.