Вторая по счёту работа амбициозного режиссёрского дуэта Дэниела Шайнерта и Дэна Квана, называющих себя просто Дэниелы, вышла ещё в апреле. Дистрибуцией фильма занималась инди-студии A24, прославившаяся своими необычными проектами — начиная неоновой драмой об ограблении, заканчивая медитативным рыцарским эпосом.
Эта же компания выпустила дебютную картину Дэниелов — "Человек — швейцарский нож". Она в своё время произвела фурор на "Сандэнсе" и поделила зрителей на два лагеря: одних фильм про дружбу с трупом возмутил, а других привёл в восторг.
"Человек — швейцарский нож" пародировал робинзонады вроде "Изгоя", а "Всё везде и сразу" оказался искусной карикатурой на комиксы Marvel и другие похожие истории о путешествиях сквозь мультивселенные. Поэтому удовольствие от него в первую очередь получат фанаты поп-культуры и киноманы, мгновенно считывающие отсылки к "Рататую" и "Матрице".
Но посмотреть фильм Дэниелов стоит и любителям необычного артхауса, да и вообще всем зрителям. Ведь за экстравагантной обложкой авторы, как и в прошлый раз, спрятали универсальную и понятную историю о семейных ценностях и любви.
Сходство с Marvel и крутые актёры в непривычном амплуа
Китайская эмигрантка Эвелин управляет небольшим семейным бизнесом — прачечной. Дела идут из рук вон плохо, от тюфяка-мужа нет совсем никакой помощи, престарелый отец окончательно впал в маразм, а дочка отбилась от рук. Вдобавок Эвелин нужно как-то разобраться с налогами. Но всё меняется, когда в супруга героини внезапно вселяется его версия из другой вселенной.
От него женщина узнаёт, что миру угрожает злодейка по имени Джобу Тупаки. Спасти положение может только Эвелин. Помогут ей в этом суперсилы: теперь она может получать навыки своих альтернативных версий, если сделает что-то странное. Например, съест помаду или поменяет свои кроссовки местами.
Продюсерами "Всё везде и сразу" стали братья Руссо, снявшие несколько фильмов для киновселенной Marvel. Она же неразрывно связана с идеей параллельных миров, в которых может происходить что угодно. Впервые мультивселенная упоминается в первом "Докторе Стрэндже". Впоследствии эта идея получила развитие в четвёртой части "Мстителей", а затем и в других ключевых тайтлах студии.
Так вот, в работу Дэниелов как бы зашит типичный марвеловский сюжет о герое с экстраординарными способностями, спасающем мир от великого зла. И мотив мультивселенной ещё больше подчёркивает это сходство. Только здесь вместо идеального по всем статьям персонажа в центре повествования — буквально худшая версия героини из всех возможных.
Актёры во "Всё везде и сразу" удивляют не меньше, чем авторская фантазия. Роскошная Мишель Йео, которую многие помнят по ролям в "Мемуарах гейши", "Крадущемся тигре, затаившемся драконе" и "Безумно богатых азиатах", играет неопрятную женщину, максимально измотанную жизнью, а подтянутую Джейми Ли Кёртис вообще сначала сложно узнать.
Драма об отношениях в семье и поисках себя
При этом история о путешествиях в мультивселенной переплетается с личной драмой Эвелин. Героиня, с одной стороны, не может найти общий язык со своей дочерью, а с другой — переживает кризис в отношениях с мужем и отцом. И эта часть сюжета поневоле заставляет задуматься о том, как люди с каждым новым поколением всё сильнее и сильнее отдаляются друг от друга.
Так, Эвелин в начале фильма ещё не готова принять дочь такой, какая она есть. В то же время она страдает от равнодушия и жестокости своего отца, который так и не смирился с её решением оставить жизнь на родине и начать всё заново в другой стране.
Вместе с тем это ещё и кино о разбитых надеждах и мечтах. И этот посыл отзовётся в сердце каждого, кто хотя бы раз испытывал печаль из-за осознания себя обычным, ничем не выдающимся человеком. "Всё везде и сразу" напоминает, что совсем не обязательно становиться мастером боевых искусств или виртуозным поваром, чтобы жить в мире с окружающими и самим собой.
Калейдоскоп жанров и фирменный отбитый юмор
Название фильма целиком соответствует ощущениям от просмотра, который можно сравнить с поездкой на американских горках. Зрителя швыряют из колоритной китайской прачечной в офисное пространство, из атмосферы "Матрицы" — в мир "Любовного настроения" Вонга Кар-Вая. И эта смена локаций происходит с невероятной скоростью, не давая толком осмыслить происходящее.
Притом "Всё везде и сразу" — это именно абсурдистская комедия. И в отдельных моментах Дэниелам отказывает чувство меры. Многие сцены не дают забыть, что фильм ставили авторы "Человека — швейцарского ножа", где один из двух главных персонажей — покойник с метеоризмом.
Но талант тандема режиссёров как раз в том, что над фильмом, где в одной из сюжетных линий фигурируют люди с сосисками вместо пальцев, а основное зло — пончик, в итоге плачешь. Точно так же, как в "Человеке — швейцарском ноже" Дэниелы заставили людей сопереживать трупу, так и здесь ближе к финалу на первый план выходят вопросы любви и взаимопонимания.
"Всё везде и сразу", как и многие проекты A24, подойдёт не всем. Но если вы готовы оценить любой, даже самый бесстыжий, юмор и просто любите необычное кино — не думайте ни секунды. Это весёлый, сумасшедший, красиво снятый и трогательный фильм, далеко не во всём идеальный. Но именно благодаря этому несовершенству он точно станет культовым.