4 мая состоится российская премьера фильма "Все страхи Бо". Его режиссёр Ари Астер известен как автор "Реинкарнации" и "Солнцестояния". Два хоррора, снятых при поддержке студии A24, постоянно входят в списки лучших фильмов последнего десятилетия. Однако режиссёр много лет держал в голове идею картины, совсем не похожей на его другие проекты. Ещё в 2011 году Астер снял короткометражный фильм "Бо" и с тех пор работал над сценарием для полного метра.
После успеха "Солнцестояния" A24 выделила Астеру 35 миллионов долларов и дала полную творческую свободу. Хоакин Феникс, первым получивший сценарий, сразу же согласился сняться в главной роли. Для фильма он в очередной раз сменил образ.
Пересказывать сюжет "Все страхи Бо" бессмысленно, но всё же. Главный герой — мужчина по имени Бо. Он собирается полететь в гости к матери на годовщину смерти отца, которого никогда не видел. Однако непредвиденные обстоятельства мешают ему — Бо просыпается позже, чем нужно. Герой быстро собирает вещи и надеется, что успеет на рейс, однако кто-то ворует ключи от квартиры и чемодан, когда Бо на секунду возвращается домой. Он звонит матери и сообщает о случившемся, однако она ему не верит. На следующий день Бо вновь решает с ней поговорить, но узнаёт, что она только что умерла — на неё упала люстра. Герой делает всё, чтобы приехать на похороны, однако ему постоянно что-то мешает: то авария, то психопаты, то лесные жители.
Лихорадочный сон
"Все страхи Бо" — это длинный и беспорядочный кошмар, который может присниться при высокой температуре. Почти никак не связанные между собой события объединены лишь очень условной хронологией. Переходы от одной сцены к другой редко поддаются объяснению. Из-за этого на первый план выходит каждая сцена по отдельности, точнее — страх, вшитый в каждую из них.
Мир Бо — это калейдоскоп из страхов. Большая часть из них иррациональны. Пожалуй, любовь к фильму прямо пропорциональна количеству страхов, которые имеет и зритель, и Бо. Впрочем, Ари Астер создал целую энциклопедию, в которой каждый отыщет что-то своё.
Представьте, что вы зашли в магазин, взяли бутылку воды, отпили из неё, подошли на кассу и вдруг обнаружили, что у вас не хватает денег на покупку. Или вы решились пойти к психотерапевту, а он показал запись беседы вашей маме. Возможно, это мелочи, ведь вы можете увидеть труп незнакомца на пороге собственной квартиры, попасть под машину и даже умереть во время секса (как ваш дед и отец).
Мир Бо существует по принципу "всё ужасное, что может произойти, обязательно произойдёт". Поэтому в квартиру может забраться смертоносный паук, а в тестикулах разовьётся опухоль. От главного героя ничего не зависит, мир просто сбрасывает на него новые и новые неприятности.
С первой же сцены Ари Астер задаёт высочайший градус абсурда. Из-за этого фильм постоянно смешит, хотя по своей природе он очень грустный. Бывают комедии положений, "Все страхи Бо" — комедия ощущений, ассоциаций. Шутки (если их вообще можно так назвать) фильма требуют безусловного понимания и принятия происходящего.
Например, проспать рейс на самолёт вполне реально, но какова вероятность, что у вас дома не окажется воды в момент, когда вы проглотили таблетку, которую обязательно нужно запить?
Обилие образов
Есть точка "А" (квартира Бо), точка "Б" (дом матери), а всё, что находится посередине, практически никак не связано между собой. Ари Астер был обязан раскрошить фильм на куски, в том числе и визуально. Строго говоря, "Все страхи Бо" не имел права быть однородным. И у режиссёра получилось раздробить историю на кучу отдельных сцен, которые объединяет лишь присутствие Бо.
Ари Астер по максимуму использует свет. Например, тёмный лес соседствует с неестественно светлой улицей, а ночь и день постоянно сливаются во что-то непонятное (напоминает белые ночи). Интерьеры также подчёркивают различия отдельных сцен. Герой может оказаться как в серой квартире холостяка, так и в ярко-розовой комнате девочки-подростка.
Астер блестяще разделяет даже город, в котором жила мать героя, и её дом — переход напоминает прогулку из "Семейки Тененбаум" в "Носферату, симфония ужаса". Есть и история в истории — отснята целая сказка. Разнообразие визуальных стилей и есть калейдоскоп, которым вертит Астер. Иногда он использует панорамы с искажением пространства, но это скорее маленький штрих, подчёркивающий абсурдность происходящего на экране.
Гигантское утомление
"Все страхи Бо" — фильм, от которого можно очень сильно устать. И дело не столько в хронометраже (3 часа), сколько в самой сути картины. "Все страхи Бо" — 3 часа пересказанных снов без чёткой структуры и внутренней логики.
Постоянная смена темпа и визуального стиля вынуждает глаза адаптироваться к иным условиям — просто из-за того, что каждая новая сцена сюрреалистична, а потому совершенно непривычна. "Все страхи Бо" изматывает морально и физически, лишь делая вид, что у него есть сюжет. После финала даже появляется радость, что всё это закончилось, — одновременно с радостью от просмотра.
Сомнительный материал для трактовки
Некоторые произведения нужно трактовать аккуратно (или вообще не трактовать) просто из-за бессмысленности этого занятия. В условном "Твин Пиксе" почву для размышлений (как правило, не приводящих ни к чему интересному) дают личность Боба, совы и даже женщина с бревном. В фильме "Все страхи Бо" эту роль играют флешбэки. В них главный герой — ещё подросток, который всегда рядом с матерью. И из их отношений в теории можно вывести будущую личность Бо.
Гиперопека, ложь, пассивная агрессия, манипуляции, газлайтинг — мама главного героя словно делала всё, чтобы запугать ребёнка и лишить его самостоятельности. Его будущие страхи (или сумасшествие) будто проистекают из семьи. Но если принимать флешбэки как объяснение того, почему Бо стал таким, то картина тут же теряет в изобретательности. Это как анализировать "Шоссе в никуда" с точки зрения логики.
Если же воспринимать флешбэки как ложные (или приукрашенные) воспоминания, то история получается более яркой. Всё-таки Бо не самый надёжный человек, и верить ему не обязательно. Да и вообще, никому в этом фильме верить не надо — даже камера так и норовит всё исказить.
Пожалуй, быть субъективным, иррациональным и не совсем внимательным — лучшее решение для просмотра картины. Так появляются шансы её понять (но не объяснить). Как и сны.
"Все страхи Бо" — вероятно, самый яркий фильм, вышедший в первой половине 2023 года. Смелый, безумный, даже агрессивный по отношению к зрителю. На него стоит потратить 3 часа, однако вряд ли нужно строить планы на вечер после просмотра — скорее всего, у вас заболит голова. Но в этом случае можно выпить таблетку, главное — не забыть её запить большим количеством воды.